Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Плоды просвещения. Остров Пасхи.

История острова Пасхи - внезапно страшно впечатлила. Муж выдал книжечку Д.Даймонда "Коллапс" (Это тот, который "Ружья, микробы, сталь..."), где она изложена, я прям поделюсь, потому что что-то она меня впечатлила:)
...Остров Пасхи чуть меньше тыщи лет назад - отличное место для жизни. Самая крупная в окрестностях колония морских птиц, заросли самой высокой (и вполне вкусной во всех отношениях) пальмы, население гоняет по округе на каное, отстреливая дельфинов и тунца - и того и другого много и они вкусные.
И у них, судя по всему, страшно интересное развитое, благополучное и даже мирное общество, хоть компьютерную игру по ним строй: их идея-фикс - это вот делать огромные каменные статуи, такие ахуенные (подставка под нее так и называетя - аху), что до сих пор многие думают, что делали их инопланетяне. Потому что эту дуру вырубить - протащить потом к месту установки иногда через весь остров, потом установить вертикально, а иногда еще ей на голове установить дополнительную хрень тоже в несколько тонн весом. И ресурса это требует изрядного: работников надо кормить (и хорошо!), весь этот текелаж, с помощью которого они эти статуи таскали требует много-много дерева и хороших веревок. Ну людишек тоже - по разным оценкам там хорошо так народу, 15-30 тысяч (против современных пяти с половиной).
Общество организовано страшно интересно: судя по всему, там есть какая-то верхушка, единая для всего острова, царь+жрецы+воины - и соперничающие друг с другом кланы (ну или племена), которые контролируют разные территории. При этом они не воюют - они именно что сотрудничают, потому что инчае не смогут заниматься этим своим производством: одна территория, скажем, контролирует лучший выход к морю, другая - самые плодородные земли, третья - самый лучший лес.
Плюс статуи делаются в одном фиксированном месте (где добывается соответствующая вулканическая порада) - и значит тащить их на свою территорию надо через земли других кланов. У кланов по ходу соцсоревноване зато, за саммую высокую статую и самую развесистую хрень у нее на голове.
5.jpg
Вот они - с хренями на голове (так и не поняли, что это, скорее всего - ну вот такая шляпа:)) и со вставными глазками. Да, там вставные глазки, причем глазки - это по ходу дефицит и элитный ресурс, глазок найдено много меньше, чем статуй и залежи глазок - где-то там же, где тусуется местная элита. Возможно, глазки специально выдают под расписку для конкретного ритуала.
(Да, до кучи они еще и покойников кремируют. Вот эти глазки смотрят на погребальные костры).
И вот живут они себе, живут. Очень хорошо организованное общество: способно на много тяжелой и отлично согласованной работы для высокой цели. Хрен знает какой - но скорее всего религиозной, иначе не вштырит. Накал всего нарастает - статуи все выше и развесистей, работы ведутся вовсю. Светлое будущее вот-вот наступит!
А потом приходит Волна случается внезапный упс. Вот просто прямо-таки на ровном месте: на острове заканчивается лес. Весь.
Больше нет пальм, чтобы из их стволов делать оборудование для перетаскивания статуй. Совсем. Больше не из чего делать прочные каное, на которых можно отплыть в море достаточно далеко, чтоб добыть дельфина. Больше не из чего гнать вкусное бухло (гнали из пальмового сока). Больше - о ужас! - не начем жечь дорогих покойников! Внезапно оказалось - стремительно, буквально за несколько десятков лет, за одно-два поколения - что почва, лишенная лесов мгновенно подвергается эрозии и на ней перестает расти вообще все. Морские птицы и крупные моллюски как-то тоже заканчиваются - все сожрали. Животных крупнее крысы нет.
Поначалу, видимо, начинается революция и гражданская война: остатки жреческого ритуального оборудования расбросаны по всему острову, полно всяких забаррикадированных и хорошо замаскированных жилых пещер, хижины стоят на месте былых дворцов. Только отнимать и делить у богатых больше нечего - закончилось ровно все, и очень быстро.
Потом становится не до гражданской войны, а исключительно до войны за выживание просто: население сокращается процентов на 70% и начинает жрать друг друга.
Приехавшие примерно лет через 150 после коллапса европейцы застают пустынный, лишенный леса остров и примерно две тысячи человек, промышляющих каннибализмом.
"Это очень печальная история"
Tags: Нуменор, рассказы бабушки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments