Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

"Утраченный путь".

Попробую все-таки чуть более развернуто написать про «Утраченный путь» - давно его не играли, подзабылся, и теперь впечатление свежее и новое.
...Самый «толкиновский» спектакль Кибитки – потому что очень текстовый, очень филологический – и вместе с тем очень ясный, слаженный и гармоничный. Вот такой прям квинтет, где все на своих местах, и все вмиесте играют так, что это дает пищу не только для эмоций и сопереживаний – но и для размышлений.
Я, упаси Боже, не хочу сказать, что прочие спектакли не таковы, но все-таки тот же "Эскориал" берет скорее сокрушающим эмоциональным накалом. А тут аккуратно щекочут мозг, а потом уже добивают его финальным монологом:)

История трех поколений – и история о том, как их наследственная любовь к филологии и истории оборачивается разными предельными выборами. Не о бегстве в придуманную вселенную, где они становятся героями, хотя можно было сыграть и поставить именно так, по сути-то – история про классических попаданцев, да?) – а наоборот, история о том, как вот этот – встающий из корней слов и очертаний облаков над морем мир – ставит перед тобой выбор здесь и сейчас. Потому что проблематика-то одна на все миры. Например – ответственность отца за сына, которая начинается с момента выбора имени:

-Почему меня так зовут? - Потому что я тебя так назвал.

Или, например – смерть, которая является естественным путем людей, но смириться с этим – как?

Вот если бы мы могли переставать стареть?

А ответом на это оборачивается то же видение – орлы владык Запада над морем, и уточненное ударение – конечно же НУменор, а не НумЕнор. Это он, толкиновский ответ на вопрос о смерти: ты можешь уточнить ударение, потому что ты сын своего отца, и потому что твой отец может уйти, как и подобает истинным нуменорцам – добровольно, с печалью, но не цепляясь за жизнь когтями и зубами. Поэтому - НУменор, а не НумЕнор, и орлы владык над морем. Если вы понимаете, о чем я толкую:)

Прекрасно сделанный контраст двух стариков, один из которых готов к уходу, а другой – нет.


Можно, конечно, определенным образом сохранить прошлое...






Смерть навязана нам!

"Вернуться в прошлое мы не можем» - а вот, можем. Пределы истончаются, и да – путеводная нить для героев тут слова эрессейского (ну для кого-то – слова, корни и имена, для кого-то черепки в раскопе, для кого-то буковки в архиве) – и вот, оно становится реальностью.

Там отлично еще был сделан момент, когда Альбойн оборачивается Амандилем. У него меняется пластика и интонации, и вместе с тем – это тот же самый человек. Ага, вождь, глава заговора, советник Государя – но главный-то выбор он сделал, будучи кабинетным английским учёным. Потому что выбирал не только за себя. Второй его выбор – плыть в Аман, дается много легче, потому что тут он один, и это… это просто тот же выбор, что делает, уходя, его отец: выход на прямой путь, уж кому какой.

Выбор

Аудойн – вообще прекрасен весь. Врывается на сцену с совершенно таким яростно-отчаянным: «Я люблю!» - потом выдыхает и уже перечисляет, что именно он любит… Если дедушка и папа – скорее про знание и размышление, то этот – да, он про любовь. Он любит море, любит ветер, любит жизнь, и когда ему тоже приходится выбирать – он выбирает вот ровно любовь.- «Я люблю тебя!»

Я люблю западные берега и настоящее море...


В наши дни такое говорят не с любовью.
(Его даже во всей этой ситуакции парит больше отсуствие любви, чем чего-либо еще.)


Я люблю тебя!


Я остаюсь.

Тут вообще был отлично сделанный момент - падает на колени он ребенком, встает - взрослым. И второй такой же момент - проощание с отцом, после которого он выходит на финальный монолог, уже не просто взрослым - зрелым, потерявшим все - и выжившим, спасшим то, что станет зерном для дальнейшей жизни.
Это все еще и про евангельские метафоры, про закваску и горчичное зерно, про корни слов, из которых вырастают миры, про росток Белого Древа, которое позволило продолжить - и род, и смысл - дальше.
Финальный монологш Элендиля – это просто острие, основание которого – выбор и уход деда, выбор отца, увиденный ими эрессейский, это вопрос «от кого, говоришь, ведет свой род наш король?» -… а сходится в финальный монолог, как в точку. А у его сына – сойдётся как в точку в поединок с Сауроном – потому что связь не прерывается, это просто мы видим цепочку на трех человек и два мира, а на самом деле Вайре плетет целое полотно, и там больше людей и больше миров.
Уж совсем в порядке глюка, но вполне в духе Толкина – ок, Альбойн в «реальности» дописывает Акаллабет, а Аудойн в реальности в этот момент что делает? вот не Вторая ли у него там мировая? «Наверно из-за того, что там грозит война все предметы вызывают такое беспокойство" - ну да, да, английский ученый, куда ты денешься от войны, которая есть, и отзывается - вот так?

Кажется, я наплела много непонятных слов, но вот так получилось. Этот спектакль - очень цельная и очень умная вещь, головоломка, которая собирается на Альбойна и играет разными грянями и разными смыслами.
Под колокольчик Арьянте, да. Это финальная точка формата "вишенка на тортике", но хорошо, что там долго было темно, я успела фотоаппарат от слез оттереть:))

{Совершенно отдельно напишу - Кари, абсолютно мозговыносная эльфийка, по которой прямо видно, как она просто выламывается за пределы человеческого мира, вскрывает его собой, просто своим существованием предлагает выбор. И ее взаимодействие с Амандилем, это их понимание друг друга с первого взгляда - перед лицом совершенно чудовищного чудовища, которое когда-то было человеком. Чудовище тоже было - Ах!)

...А вот в конце маленькое пожелание: о дикции всем надо подумать. На самом спектакле, если еще и текст хорошо знаешь – не замечешь, но в записи – заметно, что театральную внятную речь надо отрабатывать. Слава Богу, что уже в который раз играют на такой площадке, где у меня, как у зрителя слепого и глухого, нет придирок к свету и звуку – все видно и слышно. Ну вот видно, что есть куда работать в плане внятности и четкости речи :Р
Tags: Блистательная Кибитка, Профессор, театр
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments