Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

13 июля. Обновление: РАЗДЕЛ КРИТИКИ.

Итак, к дате - грандиозное обновление на странице! Которое требует некоторого предисловия.

В наше время даже министры культуры не видят в истории никакой объективности. История - это что-то такое придуманное, типа художественной книжки, захотел - написал так, захотел - написал эдак. Чаще всего, к сожалению, страдает то, что ближе и известней, то есть история российская - и история восстания декабристов в частности. В этой области изрядное количество мифов, да и просто бреда: и что "Русская Правда" Пестеля написана в конце XIX века не то большевиками, не то эсерами; и как Серафим Саровский гонял от себя все того же Пестеля (лютеранина); и как "декабристы украли миллион"; и как готовиливосстание не то на английские, не то на еврейские деньги... чего только нет. В массовом порядке - в краеведческих книжках приличных краеведов, просто не специалистов в этой области; на государственных выставках (но тут-то госсзаказ) и т.д.
Собственно, я в связи с этиим хочу поднять старый пост Одной Змеи:
http://odna-zmeia.livejournal.com/119038.html
О выставке в Манеже к 400-летию дома Романовых. Там сформулированы очень важные вещи об объективности истории:
Прошлое объективно и неизменно. Можно угрохать кучу денег на модельки, иллюстрирующие убогий тезис о том, что Россия неизменно процветала под властью добрых царей и только злые враги на деньги иностранных держав неизменно вредили ей и желали исключительно погибели, можно надрать каких угодно цитат и задурить голову несметному числу народу, который просто не увидит, из каких исходников состряпана удобная нынешнему времени ложь – прошлое от этого не изменится. Документ или существует, или нет, в нем есть информация или отсутствует, любой документ проверяется, подтверждается или опровергается перекрестной информацией, и нельзя, как ни тасуй колоду, сделать бывшее небывшим.
Можно уничтожить документы: например, расстрельные дела за какой-нибудь год, можно даже найти все могилы и залить их известью – но на их месте останется пятно органического происхождения, которое покажет химический анализ почвы. Можно написать, что монголо-татарского ига не было, и объявить, что летописи сфальсифицированы, но останутся следы пожарища в слоях 13 века и захоронения младенцев с пробитыми копьями позвонками. Зарастут лесом дороги и места бывших сел, но даже в лесу тот, кто знает, как искать, увидит и дорогу, и бывшее селище.
Прошлое существует объективно и независимо от нашего сознания.


ВНУТРИ ЕЩЕ МНОГО БУКВ С АНОНСАМИ

*
Реагировать на это обилие лажи можно двумя путями - полемизировать с каждым (ну или с каждым, кажущимся разумным) - или просто делать свое дело. Второе много конструктивней с точки зрения вечности: разные теории про декабристов сменятся новыми, а выложенные в сеть материалы останутся. Примерно это мы и стараемся делать.
Но раздражение-то нарастает - сидишь ты в архиве и вылавливаешь там очередную интереснейшую и доселе никому неизвестную потрясающую историю про любовь и смерть - а под носом кто-то в очередной раз утверждает, что никакой объективной истории нет, архивам верить нельзя, и вообще все дело в интерпретациях.
В общем у нас назрело, и мы открываем раздел критики.
http://kemenkiri.narod.ru/KADAVR.htm

Сюдя помещены критические статьи на ряд особо популярных в сети материалов, к которым уже относятся некритически, даже и профессиональные историки.
В первую очередь это статья историка Екатерины Лебедевой (Кеменкири) с критикой популярной статьи неисторика Ю. Лотмана "Декабрист в повседневной жизни". Вполне убедительно показывающая, что при всем eважении к Лотману именно эта статья - никак не историческая работа про декабристов.
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/lotman.htm

К этой статье примыкает еще одна статья К. Лебедевой. Она посвящена развенчанию одного мифа, который также растираживан не без помощи Лотмана. О том как декабрист Пестель пытался жениться на старой и рябой
дочери Витта чисто из корыстных соображний, чтоб поменять место службы и получить длоступ к военным поселениям.
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/lotman2.htm
Так вот в статье убедительно доказывается, что и дева была красавица (есть портрет) и умница, и что сам Павел Иванович - не железобетолнный революционер в вакууме, который подчиняет всю свою повседневную жизнь делу, а обычный мужчина, который - упс! - может совершенно обычно влюбиться и захотеть жениться.

И еще там размещен целый цикл статей (и скорее всего он будет продолжен) под условным названием "Русская ложь". Посвящен он деятельности историка Оксаны Ивановны Киянской. Это автор ЖЗЛовской книжки про Пестеля, нескольких книг и о южном обществе и о северном, множества статей и телепередач. Оксана Ивановна в своих работах действует методом "исторической реконструкции", то есть "реконструирует" события исходя из собственных концепций. Но делает это достаточно убедительно для простого читателя, в ее книгах есть все то же, что у настоящих историков: ссылки на архивные материалы и опубликованные источники, цитаты, факты и т.д. Вот только если посмотреть вглубь окажется, что цитирует она фигурно, факты перевирает, а то и вовсе выдумывает, ссылки на архивы ведут зачастую совсем не туда, куда надо бы - или написано в тех архивах совсем не то, что она там вычитывает. И поскольку занимаясь декабристами невозможно не столкнуться с ее работами - мы не выдержали.
Итак, анонсы статей.
Н. Соколова (Одна Змея), Ф. Лифанов. О декабристах и истории исторической науки (почеркушки на полях ненаписанной статьи о развитии отечественной истории общественных движений за последние лет сто).
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/shapoklyk1.htm
Это собственно не столько про Киянскую, сколько вообще о том, как разные мифы или расхожие мнения о декабристах тиражируются в современных работах о предмете.

А вот это уже прицельно про Киянскую:
Н. Соколова (Одна Змея), Ек. Ю. Лебедева (Кеменкири).Оксана Ивановна Киянская как историографическая проблема.
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/shapoklyk2.htm
Это о работах Оксаны Ивановным в целом - о том, как она ставит ссылки и цитирует, о том, какие принципы она официально декларирует и т.д.

Вторая обзорная работа про Киянскую - моя:
Ю. Морозова (Любелия) Оксана Киянская и магия слова.
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/shapoklyk5.htm
Это собственно стилистический анализ "Пестеля" из серии ЖЗЛ. Анализ, написанный не историком, а филологом: о том, как она врет, фантазирует и противоречит сама себе, причем так, что это отлично заметно и не историку.

И наконец гвоздь программы! - грандиозная статья Ек.Ю. Лебедевой (Кеменкири) - Оксана Ивановна Киянска золото партии.
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/shapoklyk3.htm

Это длинный и подробный разбор любимой идеи Киянской, о том, что в Южном обществе декабристов были казнокрады, и сам Пестель занимался грязными финансовыми махинациями, и его соратник Юшневский пытался украсть миллион из армейских денег.
Разбор каждого ее тезиса, с уточнением всех цитат и архивных ссылок, с привлечением нового материала - страшно интересный еще и просто как историческая работа об устройстве армейского финансирования на тот период. Так вот там исчерпывающе доказывается, что Оксана Ивановна в очередной раз попросту соврамши.

Ну и в качестве последней вишенки на этом тортике:
Н. Соколова (Одна Змея), Ек.Ю. Лебедева (Кеменкири). Оксана Ивановна Киянская и тайные силы. (Приключения одной цитаты)
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/shapoklyk4.htm

Целая работа посвящена развенчанию одного утверждения Киянской - как Павел Пестель готовил тайную картотеку на всех офицеров российской армии. Потому что Оксана Ивановна настолько хотела, чтоб было именно так, что не полезла проверять источник, и смотреть, что же именно сказано в оригинале.

Несмотря на обилие позитивных планов по выкладыванию источников - я погалаю, что продолжение раздела неизбежно последует.
Оставайтесь с нами.
Tags: #Пестель, #декабристы, Пестель, Юшневские, декабристы, кадавр
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments