Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Кеменкири, Фред, я - стихи 2009-2013 гг. о театре на Юго-Западе

Был в нашей жизни период... ну даже не столько "увлечения театром на Юго-Западе" - увлечение никуда не делось, старые записи пересматриваются, бесценный опыт используется и влияет на жизнь по-прежнему - но период, когда мы ходили в театр по нескольку раз в неделю, писали длинные отчеты о каждом спектале, пристально следили и за изменениями в сценографии и составе, интересовались тем, что происходит в этом театре в целом - где какие гастроли, какие премьеры, какие приходят новые актеры и т.д.
...Время прошло и интересы несколько сменились. Но любовь и благодарность никуда не делись: это был и есть огромный кусок жизни, прекрасный и важный. В связи с чем мы собрали подборку стихов, которые писались вокруг этой театральной жизни и под впечатлением от нее: как про театр "вообще", так и про конкретные датированные спектакли и конкретные внутритеатральные обстоятельства. Стихи иногда вполне универсальны (некоторые из них вполне перешли и в нынешнюю нашу жизнь), иногда - пристрастны и субъективны и возможно не очень понятны, без знания конкретных реалий. Но пусть они будут тут - это то, чем мы жили несколько лет.
А посвящается это все, разумеется, не только театру на Юго-Западе и его людям, но еще и Одной Змее, которая открыла нам дверь в этот мир, и без которой в конечном итоге ничего этого не было бы написано.
Подборка полностью висит на Самиздате:
http://zhurnal.lib.ru/m/morozowa_j_p/kemenkirifredljubelijateatralxnyedialogi.shtml

А под катом некоторые избранные стихи Мыши и Фреда, чисто для затравки и на мой персональный вкус:))

Кеменкири

С дружеским приветом Морваэну, Анариону и Алексею Мамонтову.

На знамени - времён немыслимая связь,
Мы входим в них, в отчет заносим только veni
И vidi - и глядим в те бездны, не боясь,
И, за окно косясь, читаем Откровенье.

Какие времена достались нам с тобой! -
Не спрятать, не унять, не обхватить руками...
Ты в детстве рисовал те домики с трубой?
Труба запела - дом рассыпался на камни.

Не выстроить теперь уже на слове "бы"
Ни своды, ни мосты - столетий акведуки,
И нам с тобой стоять на берегах судьбы,
К одной - на всех - звезде протягивая руки.

Нам - видеть лишь порог, где был запор и дверь,
А дальше - свет и тьму, бескрайний воздух ночи.
Мне - спрашивать: зачем - все именно теперь,
К чему - те бездны лет, заполненные прочим?

Но мы идем вперед, в созвездия и тьму,
И мы вступаем в явь, текущую как ветер....
Но я еще спрошу, "зачем и почему".

- ...Ты только удержись, когда тебе ответят.

12.01.2010

***

Фред Лифанов

как лист увядший падает? - легко,
уходит, словно пуля в молоко
меняя ветки на календари
лети, замри, лети, лети, замри!
и отомри, пока не вышел срок
пока не перерезан волосок
пока есть время - с ветки до земли
лети, замри, напополам дели
последний месяц лета, шорох дня...
как лист упавший падает? - звеня
струной, цикадой, медью в кошельке...
листу легко, дорога налегке -
в огонь, в прозрачный дым, в горячий свет.
да, это не итог и не ответ,
не выбор - из десятка этих трех
исходов. Но - вот ангел сделал вдох
- еще не звук, еще труба молчит.
Как лист увядший падает? - летит.


Фред Лифанов

"Скажем, мне достались часы "Полет"..."
Дм. Быков, "Теодицея"



Треснувшая колба, песчинок горсть.
Думал - было время, да не сбылось.
Остается встать и идти сквозь

Так лишенный речи иду на свет
Голос искалечен до слова "Нет" -
Был один - и не был еще - ответ

Это очень просто - уйти на дно
Чем не искупление? - Не дано
не свезло - мешает одно "Но":

как трава сквозь кости растут слова.
Кажется - так легче, судьба права,
Прежде было время, потом - провал

Паутина смята, раскрыта дверь.
Но если так запятнан - куда теперь?
Вот она, расплата - иди. Верь.

***
Кеменкири


"По сведениям Гидрометцентра, в столичном и других регионах ожидаются дожди, грозы, порывистый ветер и резкое похолодание.
Очень, очень ожидаются. "

(народное, от Юлиана)

Столица ждёт дожди и грозы,
А с ней - едва не треть страны...
Цветут по всем киоскам розы,
Нам совершенно не нужны,

Они отложены до срока -
До октября, до влажных рук...
Пока - есть только тьма с Востока
Да старых записей сундук.

09.08.2010

***
Фред Лифанов

"Мы - люди дальнего следования"(с, Гуревич)
"...очевидцы больших событий, собеседники королей" (с, Щербаков)

***
люди дальнего прицела,
летописцы поражений -
что еще возможно сделать,
чтобы задержать движенье
вниз? стой сердце, как просили,
раз иного не осталось.
люди дальнего бессилья
люди слов - такая малость:

скажешь, глянешь выше глаз -
небо звездное черно -
был бы твердым, как алмаз,
и то б рассыпался давно.

то, что нас не убивает,
то течет в крови отравой.
люди пройденного края,
люди отданного права -
а трагедии в пределе
совершенно некрасивы! -
остаются под прицелом
люди дальнего бессилья.

право слово - что сказать?!
слово право, что с того?
будет к вечеру гроза
и не оставит ничего.

летописцы поражений,
голоса в античном хоре,
люди дальнего движенья
все - безмолвны перед горем,
что чужое - как свое,
что еще не знает слова.
...А гроза уже идет,
и труба рыдает снова

***
Кеменкири
("Японский" Гамлет, 1е действие).

Вырывается время из плена.
Первым действием ночь коротка.
Тьма над миром, прохлада, сирена,
И Незримого Света рука.

Если небо - и не раскололось,
Если пламя - и в прах не сожгло,
То одним лишь - тот взгляд и тот голос
И твоё золотое крыло.

02.08.2010
***

Фред Лифанов


знаменитым японским гастролям с "Гамлетом", марафону 1990 года - посвящается.

Время кануло и длится
подминая и маня,
и лежит еще на лицах
след небесного огня
неотплаканная мука
не ценящаяся боль
но отточена - до звука,
до шагов по краю - роль:
стены рухнувшего дома
камни, вплавленные в плоть...
не умеют по-другому
ни принять, ни побороть
но сгорая без пощады
не ценя - горишь? гори
выжил? - так тебе и надо,
но для павших - говори
Говори, гори без страха,
верность прошлому храня
...белоснежная рубаха -
след небесного огня...

***
Фред Лифанов

"На Дне" 30.11.10.


"А надо верить, мужики!" - а если нечем?
Земля уходит из-под ног - держись за воздух.
Кому судьба, кому петля, кому невстреча.
Хотел бы сызнова начать, да тоже поздно.
А надо верить вопреки - да силы вышли
"А надо верить, мужики! пора в дорогу..."
А крик утробный и немой никто не слышит:
пляши, бедняга-человек, и слава Богу.
Грохочут доски, гнется пол, тоска до воя!
Уходят все - и он уйдет искать ответы.
Пляши, бедняга-человек, плати собою,
за то, чтоб небо прорвало последним светом!
Над черной выстывшей землей, как над могилой
стоит звезда в разрыве туч, свет плавит камни.
Пляши отчаянье свое, растратив силы,
держись за воздух, человек, двумя руками!
Кричи, пока еще живой, до крови горлом:
"Что ваша правда, где она, какою мерой
измерить пропасть, где душа до края - горем
полна, как чаша?!"
Все равно - "А надо верить!
Оно сложнее во сто крат, чем выйти - воем,
оно страшнее, чем тюрьма, петля и яма!
Пора в дорогу, мужики" - "И Бог с тобою!"
Лети, бедняга-человек. На небо - прямо.

***
Кеменкири

Два стихотворения к спектаклю "Самоубийца" Н. Эрдмана, - где прошлое как раз лезет со страшной силой, и из той же исторической эпохи...
(Соответственно:
Александр Петрович Калабушкин - А.С. Ванин
Маргарита Ивановна Пересветова - Илона Барышева)
И таки да, во втором стихотворении у Александра Петровича образовалось еще одно имя...


Мишени

Любовь и память - полумеры,
Покуда действуют - спеши,
Владелец тира, силомера
Весов - и собственной души!

Она так страстно возражала
Расстаться с телом... А теперь
Его в железной хватке сжала,
Как загнанный в засаду зверь.

Сам выбрал - темень, копошенье,
Не вывернуть из колеи...
Я вижу лица на мишенях,
Что худо, многие - мои.

И - цепи, звенья, передачи,
Часов на башне пущен ход.
Мы доживаем, не иначе,
Но проживем и этот год -

Не оставляя места чуду,
Не оставаясь в барыше...
"Спокойной ночи. Спать - не буду".
Закрой глаза. Смотри в мишень.

26.01.2011, ночь

***
Кеменкири

К истории рода (Ромео и Джульетта, род Капулетти)

- Не твои ли пришли времена?
- Все - мои, ведь для смерти -не славы.
- Что приснится сегодня? Волна?
- Нет, над городом хлопья из лавы.

- Что из прошлого длится?
- Вражда,
Потерялись причины и лица...
Может быть, все сплеталось в года,
Когда варвары брали столицу?

Сколько минуло - войн и трудов!
Что-то даже и переназвали...
Сеть дорог, пестрота городов,
Желтоватые камни развалин.

Что-то сгинуло, в пепел ушло,
Истрепалось, истлело до нитки...
Искажает литое стекло
Ломкий почерк на высохшем свитке.

Все закончится этой зимой -
Дом-гробница, душа не согрета.
Ломкий почерк, похожий на мой,
И знакомый прищур у портрета.

Это все-таки будет - вода:
Дождь над городом, лужи на камне...

...Ты ответишь со дна: "Навсегда",
И - разломанной статуей - канешь.

Говорят, не в судьбе мы вольны,
Не в победе - в принятии боя.
Видишь, вставший на гребне волны
Упокоился рядом с тобою?

Что терял - и не понял Эскал,
Уступивший вас Первому Риму...
Так дорога встает из песка:
Навсегда - неподдельно и зримо.

29.10.2010, ночь

Кеменкири

Дорн в Генуе
("Чайка", Юго-Запад, 21.12.09, А.С.В.)

В Геную, в Геную - там, в толпе,
Словно во тьме Мировой Души,
Сменится вечное "не успел"
На непривычное "не спеши".

Там - Лигурийского моря вдоль
Шествуй в тени Апеннинских гор...
Не возвращайся - утихнет боль,
Горько-привычная до сих пор.

Даже в толпе - небеса тихи,
Дальние склоны полны огней...
Страшно уйти, не забыв грехи,
Только вот жить иногда - страшней.

Что же, не браться за тяжкий гуж
Невыполнимых забот земных?
Но де Шекспира и прочих душ
Дела нет - кроме двух-трех родных.

"Слейся", - то волны, - "исчезни весь
В этой толпе ли, на дне реки..."
Я возвращаюсь. Затем, что здесь
Мало путей без цены легки.

И на прощанье смотрю - прилив,
Волны вскипают срывая злость...

Я, как вы знаете, - не болтлив.
Это про Геную... сорвалось.

21.12.2009 3:14

***
Фред Лифанов

Казни не было!
...сон сжалился над прокуратором...


Пилат, еще одна зима
идет на убыль.
Решай судьбу, взмывай со дна,
живи по праву!
А это право - пыль одна
и прах. И уголь
под пеплом тлеет до темна.
Былую славу,
былую участь и почет -
не принимай в расчет,
когда вся жизнь наперечет
песком в руках течет.
Пилат, последняя зима
стоит в твоих глазах!
И снег, как пепел, на дома,
на мостовые - прах.
Пилат, не право, но - тоска,
и горек воздух.
Ты держишь руку у виска,
ты знаешь - поздно:
Уже сошлось, уже сбылось,
гроза на город
пришла. И вот теперь вы - врозь,
и мир расколот.
И этот сон, где занесен
до глаз снегами,
где плачет ветер в унисон
с Его шагами!..
а наяву идет хамсин,
сминая небо.
И ты в огне своем - один,
и сон - как небыль.
Пилат, но он срывает с мест,
как половодье - льды!
И, если в мире право есть
в рассрочку у судьбы
купить свободу выбирать,
то выбор невелик:
не сделать, не переиграть.
Луна в окно валит.
луна сжигает все мосты,
луне предела нет!
Пилат, ты с пропастью на "ты"
но разве там ответ?
...12 тысяч лун горят
над стылым снегом.
Пилат, какую кару ты
себе надумал?
Твоя бессонница, Пилат,
страшней побега:
ты замираешь у черты,
кусая губы.
Стоишь, горя и говоря:
"Ты слышишь ли меня?
я не сумел, я не успел" -
да толку в тех словах?
бессильный пленник января
перед лицом огня
и белый снег, как саван, бел
и белый снег - как прах.

...Пилат, последняя зима
пройдет весною!
Луна бледнеет, тает снег
и небо выше,
над Средиземным морем тьма
прошла грозою.
Поверь мне, добрый человек,
твой зов услышан.

***
Фред Лифанов

А.С.Ванину

...а у Пилата дочь, жена и кошка.
собака умерла тому три года,
дочь замужем давно, жена читает
Саллюстия и кормит птиц с балкона.
он учит арамейский третий месяц,
он точно знает, как в аду морозно,
он помнит все, что было и что будет,
и плачет по ночам перед рассветом.
он - пленник в неизменности событий,
он помнит все, и прозвище, и имя,
он молча ожидает новой казни -
и знает, что не выберется снова
из пустоты, вины, верховной власти,
он видит птиц, кружащих над голгофой,
грозу и солнце, страшное, как кара,
и голова болит и не проходит

***
Кеменкири

Пилат. Гастроли и после.

(Екатеринбург)

В зале сочтут недочёты,
Что-то сравнят с прошлым днём...

"Сын короля-звездочёта" -
В городе шепчут о нём.

Ходит, мол, в полночь на башню,
Вот бы спросить - "Напророчь!"
...Бредни: он долго и страшно
Смотрит в беззвёздную ночь.

Хуже - в бездонную бездну,
Вечность вчерашнего дня...
Шепчет: "Спасать бесполезно!
Нет, не меня, не меня!..."

Это б лицо - в камне высечь!
Память бы - прахом в углу...
Но до двенадцати тысяч
Светом пронизанных лун

Голову так и не склонит...
(Только бы понял - спасён!)

...И лишь на общем поклоне
Скажет усталости: "Всё,
Можно!" И выйдет - уставшим
В здешней неладной судьбе, -

Толком не евшим, не спавшим,
Но до конца рассказавшим
Повесть о страшно предавшем,
Самом жестоком - к себе...

23.02.2011 1:38

***
Фред Лифанов

[А вот мое любимое и почему-то пролетело мимо подборки, пошла добавлять:))]

***
...он еще остановится, глянет в глаза, вскинет голову -
невозможное небо в глазах, как же страшно стоять под ним!
как и тысячи лет назад небо так же расколото
и разломы острей ножа, и под небом - одно: "Помяни.
Помяни, помани, прокляни - и добей, пожалуйста!
В благодарность за скорую смерть и неправый суд.
Ученик твой ушел, отказал даже в этой малости...
впрочем, ладно, не нужно, забудь, помяни, забудь..."
Он еще остановится - синие прежде глаза слепы
он еще улыбнется - страшный, больной, неживой оскал
он еще и еще, сам себя растирая в пыль
признает свою участь достойной лишь этих скал.
Он еще остановится, словно признает - не вынести
этой казни, бессмертной бессонницы в шаге от пропасти.
Справедливости ради не стоит молить о милости -
но уже не просить не сумеет и выдохнет: "Отпусти"
Он еще и еще... но уже в невозможности тает крик,
Раскаленное солнце стоит над Голгофой который век.
Но помилуй, философ! но Господи Мастер - смотри, смотри!
он уже расплатился. И он еще платит. За все. За всех.

***
Фред Лифанов

[И это тоже]

А.С.


...ты давно умеешь не жить, не быть,
ты давно умеешь держать удар.
от души обрывки зажать в горсти
и идти вперед - вот такой твой дар.
посмотри в глаза - и беги, беги
через ветер, свет ночных фонарей.
право крикнуть: "Господи, помоги!"
для других времен, для других людей.
ты давно умеешь дышать в пол-рта,
ты почти уверен, что в силах ждать -
вроде даже и далека черта,
вроде даже и далека беда.
Но когда один на один - ничья
эта ночь, и улица, и фонарь -
ты давно уже сам себе судья,
у тебя свой собственный календарь:
не по дням - по шрамам делил года,
по живому рвал, по живому - сплошь...
Ты давно умеешь держать удар.
Упадешь и встанешь. И вновь идешь.

***

Кеменкири

Девушка с букетом

1

"Подойти и расплакаться, что ли?
Но захочет ли этого он..."
Марина Вирта

*

...Не хотел со сцены объясняться,
Но не удержался - досказал:
"А кому покойники не снятся?" -
Птицей улетело в темный зал.

Взглядом - безнадежно и устало -
Из-под неприглаженных волос...
В чьем-то сердце слово камнем стало,
В чьем-то - светом звездным взорвалось,

А иному - ничего не скажет.
Самые счастливые? Навряд...
Снятся. Только разные - и даже
Разным и о разном говорят.

А бывает - наяву, с экрана
Держат взглядом, песней говоря
Многое... И после, как ни странно,
Станет мир живым - от ноября.

И - с рисунков, коих нет, со сцены,
По незримым струнам мировым
Взгляд сквозит посланием бесценным
От живых по смерти - нам, живым.

...Только как же расскажу об этом?
Промолчу. Но зная: не одна, -
Вновь шагну с растрепанным букетом
В тот же свет, сияющий *со дна*.

1:00 11.02.2010
Tags: Понтий Пилат, подборки, стихи, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment