Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

(Театральные байки)Внезапный вопрос к залу про театр - что такое марка?

"Сейчас нам трудно даже себе представить, как важно было в то время молодому (да и всякому) актеру попасть в такое дело, где вопрос денежных расчетов не имел решающего значения. Но хороших, культурных антрепренеров было мало, и подавляющее большинство из нас было вынуждено итти в кабалу к случайным людям, которые видели в театре только средство легкой наживы, не требующей особых знаний и умения вести дело, или к дельцам, поставившим его прочно, но с оглядкой только на кассу и выжимание лишней копейки из бесправного актера.
У актера – ловкого дельца – завелась тысчонка другая. Пробует счастье, «снимает город». «Снял» Орел, Курск, – идет слух о «делах» Надлера, Пыхтеева, Биязи. Они собирают это «дельце» на московской актерской бирже – торгуются, сбивают цифры, обещают золотые горы, дают грошовый аванс. Плохо начатое дело кончается обыкновенно среди сезона. Нужда заставляет актеров продолжать «дело» на марках. Как нибудь просуществуют до поста, а там опять московская биржа, опять скудные получки, опять марки, и так до бесконечности. Счастлив тот из несчастливцев, кто попадает в Елец к Жамсону. У того жалованье поменьше, но зато верное получение его. В Ельце жизнь дешева, – и едут туда неудачники изображать «Жидовку или Казнь огнем», «Похождения купца Иголкина» и прочий «высококультурный» репертуар. Берут бенефисики, смотришь, – и подарочек в бенефис получат, приедут на биржу и прославляют Жамсона и Елец."

Н. Н. Синельников. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935.

Вот еще цитата про марки:
"Актеры были слишком заняты, да и не любили хозяйственную и административную работу в театре: они предоставляли Бородаю вести дело как он хочет, лишь бы можно было играть да получать свои марки. И Бородай вел дело. Вопросом чести было для него собрать лучших актеров, создать интересный репертуар, провести сезон блестяще в художественном отношении и поднести актерам к концу сезона не нормальный рубль на марку, а рубль тридцать копеек, рубль пятьдесят, а иногда и два рубля."

О. А. Голубева. Воспоминания. Сборник «Русский провинциальный театр». Изд. «Искусство», Л.–М., 1937


Ладно, про актерскую биржу я поищу. Но вот что меня интересует - а наверно, это очевидная для многих штука, а я ее первый раз вижу. Что такое вот эта упоминаемая "марка"?. Встречается еще в контексте "актеры работали не за деньги, а за марки". "Контрмарка" - явно отсюда же откуда-то происходит.
Кто в курсе, просветите?
Tags: Гроза, театр, театральные байки
Subscribe

Posts from This Journal “театральные байки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments