Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:

"Великая игра"


Итак, я прочла новую Иллет. Все говорят, и я скажу.
Собственно, для начала: книга как книга. Сильных эмоций не вызвала, хотя написана достаточно неплохо, для того, чтобы прочесть и высказаться. Про язык ругаться не буду - читать не мешал, некоторые места написаны действительно красиво, ляпы тоже наблюдаются, но в среднем - читать можно.
По поводу отношения этого текста к Толкину и ЧКА - так же высказываться особенно смысла не вижу. Апокриф как апокриф, почему нет. Единственное, что в этом отношении мне серьезно не понравилось - непродуманность в проведении параллелей с земными реалиями и народами. Нуменор - Рим (ладно, пойдет), Умбар - Венецианская республика, но почему в Хараде намешано все на свете от Ближнего Востока, до записок хейянских аристократок? В итоге в описаниях народов и государств получилась какая-то эклектическая каша, очень невнятная и незапоминающаяся. Если учесть, что большинство героев всерьез озабочены служением своим народам - эти самые народы и культуры можно было описать более внятно. Впрочем это все опять таки дело личного вкуса, на общем среднем уровне современной фентезийной литературы - даже более менее понятно, где кто и почему.
А я все-таки о том, о чем написана эта книга, а не о том, как она написана.
Тема заявлена как "что такое человек и какова его цена". Сюжет - девять историй продажи души дьяволу. Полководец, шаман, ученый, преступник... ну и т.д.
Фигня в том, что истории эти очень скучные и тривиальные, а мир, в котором они происходят - совершенно беспросветен. Это не истории борьбы Бога и Дьявола за души, это простые и незамысловатые сюжеты о том, как дьявол - без битвы, без особенных даже искушений - просто берет свое. Полководец, для которого служение своей стране с самого начала выше любви, дружбы и вообще всего человеческого. Бандит, который признает только закон силы. Шаман, для которого астральные путешествия - это способ добиться власти над духами и стать на место Бога. Ученый, который не верит в душу, а хочет бессмертия и счастья всего человечества... Садомаз...Простите, охотник, который жаждет иметь над собой Хозяина - и хочет быть таким же Хозяином для всех остальных. Пророк, которые видит обстоятельтва будущего, но не видит добра и зла. Странник, который идет к Саурону, просто потому что некуда больше идти. Их даже искушать-то не надо, и все они в итоге оказываются совершенно довольны совершенной сделкой. У них даже внутри особенно ничего не меняется, они с самого начала дьяволовы, со всеми потрохами. Эру в этой книге, кажется, не присуствует вовсе, во всяком случае никак не действует - ни чудесами, ни обстоятельствами, ни голосом совести, ничем. Нету там Эру. Саурон есть, а с Эру - напряги. Все благие помыслы героев оказываются на руку сатане, и они в итоге приходят к нему, даже если сначала искренне хотели служить Солнцу. Чуть-чуть выбиваются две истории - Денны и Орхальдора, эти двое действительно играют с Сау, и кажется только им двоим автор не отказывает в Выборе. Впрочем, вывод в итоге все равно один - человек плох, и что с ним не делай - придет к преступлению.
Не нра. Властелин колец - это книга про хороших людей. Балрог меня побери, ЧКА - это книга про ХОРОШИХ людей (на месте "людей" ставьте что хотите), которые по мере сил боряться со злом. При всем сходстве стиля и неаппетитно-реалистического антуража, ПТСР - это книга про положительных героев.
А вот Великая игра - это книга про плохих людей, которые делают плохие дела. Она даже толком и не поучительна, она просто насквозь депрессивна.

ЗЫ:
Но садомазохистское Аст Ахэ меня порадовало от души!
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments