Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Category:

Иоакинф Бичурин и Николай Бестужев.

(Отвлекаясь от Гаити).
Рано или поздно наступает момент, когда я начинаю всех грузить прекрасным отцом Иоакинфом:)
Про него довольно много в сети, вот, например. очень внятная сумма:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%84_(%D0%91%D0%B8%D1%87%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD)
А вот некоторое количество текстов:
http://az.lib.ru/b/bichurin_i/

Это интереснейшая личность и мимо не пройти, хоть сколько-то интересуясь русскими отношениями с Дальним Востоком.
Так вот - в 1820-ые годы Бичурин после того как его поперли из китайской духовной миссии (в сущности даже и за дело, монах и миссионер из него вообще ни разу не выходил), и он отсидел положенный срок на Валааме - живет в Питере, при Лавре, выпускает монографию за монографией и общается со всеми умными питерцами. Видимо тогда они крепко сдружились с Николаем Бестужевым.
Потому что потом, в 1831 году, будучи в экспедиции в Забайкалье о. Иоакинф заезжает в Петровский завод - и там они видятся.
Вот я помнила из какого-то текста, что Бестужев подарил ему крестик из своих кандалов. Пошла искать первоисточник, нашла в "Русской старине" воспоминания двоюродной внучки Бичурина - очень живые и теплые, правда и очень грустные, потому что она его сильно младше и запомнила лучше всего как он сдавал и умирал.
Так вот там про это есть - про Бестужева:

"...Исполняя всегда беспрекословно все мои прихоти, дедушка упорно отказывал только в одной. Мне ужасно нравились четки, которые он носил постоянно, не снимая их даже на ночь. Много уже раз я просила его подарить их мне, но всегда он отвечал одно и тоже:
-Когда вырастешь и будешь умнее, тогда и подарю.
И я выросла; дедушка подарил мне четки...но хотя была умнее, а все же не поняла тогда значения их.

(героиня, отучившись в Смольном, снова просит подарить ей четки)

-Знаю, что будешь беречь, а то бы разве отдал их тебе. Нашел бы и так кому их оставить после смерти...Запомни только, Наденька, что я тебе скажу, запомни и сбереги их: с той минуты, когда я получил эти четки, я никогда не снимал их; они мне очень дороги. Был у меня дорогой друг, в Сибирь сослали его...Он сам делал их и этот крестик из его собственных оков и сделан им самим. Ну что, поняла теперь, как дороги они мне?... протяни ручку, я сам тебе надену.
Я протянула руку. Он перекрестился, поцеловал висевший на четках железный крестик и накинул их на нее.

...Много лет я носила их не снимая даже когда ездила на балы, хотя, быть может, это происходило отчасти от кокетства.

...Месяца два спустя я с матерью были у всенощной в монастыре, по окончании службы зашли к дедушке. Ему нездоровилось. Он сидел в кресле, закутавшись в меховой тулупчик из сибирской белки, и жаловался на головную боль и ломоту в костях... Я подсела к дедушке и разговаривая с ним спросила, кто был его друг, подаривший ему четки. Он отвечал не сряду.
-Бестужев... Декабрист, - тихо промолвил он.
...Слово "декабрист" я не понимала, а фамилия Бестужев меня не заинтересовала, и я больше не расспрашивала об этом."


Отдельно прекрасно, что если году в 1850 на балу вы встречаете девушку с монашескими четками на груди - крестик может оказаться из декабристских кандалов.
Tags: XIX век, декабристы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments