Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Category:

Кратенько с картинками про инструменты Юшневских.

(В основном для себя в качестве попытки разобраться во всех этих инструментальных тонкостях).
Алексей Петрович играет на альте и на фортепиано. Судя по количеству упоминаний инструментов в письмах - на каторге и далее в ссылке он предпочитает фортепиано, на альте играет в рамках квартета, а вот для себя - именно на фортепиано.
Петровский завод вообще живет довольно насыщенной музыкальной жизнью и в нем есть количество музыкальных инструментов. Это скрипки Вадковского, Крюкова, виолончель Свистунова, это количество клавишных - клавикорды Марии Волконской, которые она с собой приволокла, например. У Юшневских тоже есть какое-то свое фортепиано или клавикорды - видимо, прямо в камере у Алексея Петровича и стоит.

Клавикорды - это вот такая штука, очень компактная, по звучанию больше похожа на клавесин. Вот тут можно послушать звучание:
https://vk.com/video-38090229_163877916
И выглядит тоже больше похоже на клавесин:

(Русские клавикорды 18 века)
Вот для сравнения чисто внешнего вида клавесин начала 19 века из ГИМа:


Помимо клавеснов и клавикордов в начале 19 века есть уже прямые предшественники современных фортепиано. Часть инструментов уже выглядит вполне традиционно, вот например, 1805 год:


Встречаются инструменты очень высокие:

(18 век, Франция, ГИМ).

Бывают и уникальные, вот, например, знаменитое пирамидальное пианино Мари Волконской:


Если я все правильно понимаю, после того как Мария Николавна обзавелась вот этим инструментом, свои старые клавикорды она отдала Алексею Петровичу (потому что собственный инструмент он к тому времени раздолбал окончательно, причем второй подряд):
1832 год:
"Его инструмент так разбит, что невозможно исполнять некоторые сложные пассажи. Если наши дела когда-то поправятся, я приложу все усилия, чтобы добыть ему новый, и скорее всего рояль, чтобы можно было играть с аккомпанементом, ведь в его положении музыка приносит ему ту радость, которую не могло бы принести ни одно другое занятие."

1833:
(судя по всему речь идет о новом инструменте? или чинят старый?)
В сию минуту, когда пишу тебе письмо сие, он разыгрывает что-то на скрипке. Фортепьян более недели в починке: резонанс лопнул, и еще есть другие трещины. Видно, что дерево было недовольно сухо. Наши же господа искусники взялись исправить фортепьян. Струны сняты почти все и брату твоему будет потом работа навязывать их. Я рада бы, чтобы скорее кончилась починка фортепьяна: мне жаль видеть, как брату твоему скучно без него. И точно, что он тогда только спокойнее, когда он играет. Он, кажется, еще более прежнего любит музыку, и фортепьян это - страсть его.


1835 год:
Музыкою брат также занимается, как и прежде, но его фортепьян отказывается служить.

1836 год
Брат хотя этого еще не чувствует, однако же жалеет, что не успеет наиграться на хорошем инструменте, пока и уши, и руки еще послушны. Тот, который у него, никуда уже не годится, да и новых нот давно нет.

1837 год
Брат же, как ты знаешь, ни во что ставит материальную жизнь, ежели нет пищи для ума и способов для музыкальных упражнений. Фортепиан, который у него был, так испортился, что брат должен бы был проститься с этим удовольствием, если бы Марья Николаевна [Волконская] в замен не отдала ему своего, который очень плох, ибо прослужил уже 10 лет, но, по крайней мере, клавиатура исправна, хотя так стучит, что в скорой игре слышен более стук, нежели тон.

В сороковых годах у них по прежнему есть инструмент, на котором и сам Алексей Петрович играет, и Мария Казимировна внезапно, удивляясь сама себе, активно занимается. Возможно это все те же клавикорды Волконской, но возможно и что-то уже более приличное.

В конце 30-ых годов Алексей Петрович пристально следит за развитием фортепиано как инструмента, отслеживает новинки и страшно хочет заказать себе фортепиано от Эрарда. Себастиан Эрард, вот этот:
https://en.wikipedia.org/wiki/S%C3%A9bastien_%C3%89rard
Инструменты его выглядят так:
http://shafferpianos.com/1885erard/
И по звучанию это уже более-менее приближено к тому, что знаем мы, например на чем-то таком играет Лист.
Вот кусок письма (тут явно слышен его голос, Мария Казимировна просто записывает под диктовку:
Кстати о фортепиане, брат имеет к тебе просьбу, по поручению одного из своих сотоварищей. Удовлетворить ее можно, списавшись с Шафнагелем, которому это ничего не будет стоит. Он, вероятно, выписывает многие предметы из Парижа, а стало быть, может узнать, чего будет стоить на месте лучший фортепьян знаменитых тамошних мастеров, Эрарда и Папа (Ріегге Егагd ainsi que M-r Pape, tous les deux premiers facteurs de pianos a Paris). Нужно знать, чего стоит особо Rоуаl и особо un ріаnо саггe d’Errard; также особо Royal и особо un ріаnо саггe de М-г Раре. Последний за усовершенствование этого инструмента получил орден почетного легиона. А мы все еще восхищаемся работою Тимнера и Гердау или работой Венских мастеров. Место не позволяет описать тебе всех усовершенствований в этом инструменте, за которыми брат тщательно следует. В Journal des connaissances utiles сказано, что вообще механизм и продолжение звука в фортепьянах доведены до такого улучшения, что фортепьяны, сделанные после 1830 года, увозят уже в провинции, ибо в столице нет им места. Машелес последний свой концерт в Лондоне не на Бродвудовом, а на Эрардовом флигеле C’est t dire. Пришлось бы. написать целую тетрадь, если бы передать тебе улучшения или, лучше сказать, преобразования этого инструмента. Так, например, молотки у Рара падают на струны сверху, а потому резонанс весь сплошной без прореза для прохода молотков: Это усиливает продолжение звука.

Но вожделенные инструменты от Эрарда слишком дороги:

Лишь только позволят обстоятельства, он намерен выписать фортепьян Попа, если только ввоз их дозволен. Он не простирает уже дальше своих желаний, ибо флигель Эрарда стоит в Париже до 5 т. франков, а о Бродвуде ныне и слышать не хотят.

Это 1836 год, так они ничего и не выписали, дождались Волконских клавикордов, а вот какой именно новый инструмент появился в сороковых (и новый ли он) я пока не знаю.
Tags: Юшневские, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments