Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

"Утраченный путь".

Попробую все-таки чуть более развернуто написать про «Утраченный путь» - давно его не играли, подзабылся, и теперь впечатление свежее и новое.
...Самый «толкиновский» спектакль Кибитки – потому что очень текстовый, очень филологический – и вместе с тем очень ясный, слаженный и гармоничный. Вот такой прям квинтет, где все на своих местах, и все вмиесте играют так, что это дает пищу не только для эмоций и сопереживаний – но и для размышлений.
Я, упаси Боже, не хочу сказать, что прочие спектакли не таковы, но все-таки тот же "Эскориал" берет скорее сокрушающим эмоциональным накалом. А тут аккуратно щекочут мозг, а потом уже добивают его финальным монологом:)

История трех поколений – и история о том, как их наследственная любовь к филологии и истории оборачивается разными предельными выборами. Не о бегстве в придуманную вселенную, где они становятся героями, хотя можно было сыграть и поставить именно так, по сути-то – история про классических попаданцев, да?) – а наоборот, история о том, как вот этот – встающий из корней слов и очертаний облаков над морем мир – ставит перед тобой выбор здесь и сейчас. Потому что проблематика-то одна на все миры. Например – ответственность отца за сына, которая начинается с момента выбора имени:

-Почему меня так зовут? - Потому что я тебя так назвал.

Или, например – смерть, которая является естественным путем людей, но смириться с этим – как?

Вот если бы мы могли переставать стареть?

А ответом на это оборачивается то же видение – орлы владык Запада над морем, и уточненное ударение – конечно же НУменор, а не НумЕнор. Это он, толкиновский ответ на вопрос о смерти: ты можешь уточнить ударение, потому что ты сын своего отца, и потому что твой отец может уйти, как и подобает истинным нуменорцам – добровольно, с печалью, но не цепляясь за жизнь когтями и зубами. Поэтому - НУменор, а не НумЕнор, и орлы владык над морем. Если вы понимаете, о чем я толкую:)

Прекрасно сделанный контраст двух стариков, один из которых готов к уходу, а другой – нет.


Можно, конечно, определенным образом сохранить прошлое...






Смерть навязана нам!

"Вернуться в прошлое мы не можем» - а вот, можем. Пределы истончаются, и да – путеводная нить для героев тут слова эрессейского (ну для кого-то – слова, корни и имена, для кого-то черепки в раскопе, для кого-то буковки в архиве) – и вот, оно становится реальностью.

Там отлично еще был сделан момент, когда Альбойн оборачивается Амандилем. У него меняется пластика и интонации, и вместе с тем – это тот же самый человек. Ага, вождь, глава заговора, советник Государя – но главный-то выбор он сделал, будучи кабинетным английским учёным. Потому что выбирал не только за себя. Второй его выбор – плыть в Аман, дается много легче, потому что тут он один, и это… это просто тот же выбор, что делает, уходя, его отец: выход на прямой путь, уж кому какой.

Выбор

Аудойн – вообще прекрасен весь. Врывается на сцену с совершенно таким яростно-отчаянным: «Я люблю!» - потом выдыхает и уже перечисляет, что именно он любит… Если дедушка и папа – скорее про знание и размышление, то этот – да, он про любовь. Он любит море, любит ветер, любит жизнь, и когда ему тоже приходится выбирать – он выбирает вот ровно любовь.- «Я люблю тебя!»

Я люблю западные берега и настоящее море...


В наши дни такое говорят не с любовью.
(Его даже во всей этой ситуакции парит больше отсуствие любви, чем чего-либо еще.)


Я люблю тебя!


Я остаюсь.

Тут вообще был отлично сделанный момент - падает на колени он ребенком, встает - взрослым. И второй такой же момент - проощание с отцом, после которого он выходит на финальный монолог, уже не просто взрослым - зрелым, потерявшим все - и выжившим, спасшим то, что станет зерном для дальнейшей жизни.
Это все еще и про евангельские метафоры, про закваску и горчичное зерно, про корни слов, из которых вырастают миры, про росток Белого Древа, которое позволило продолжить - и род, и смысл - дальше.
Финальный монологш Элендиля – это просто острие, основание которого – выбор и уход деда, выбор отца, увиденный ими эрессейский, это вопрос «от кого, говоришь, ведет свой род наш король?» -… а сходится в финальный монолог, как в точку. А у его сына – сойдётся как в точку в поединок с Сауроном – потому что связь не прерывается, это просто мы видим цепочку на трех человек и два мира, а на самом деле Вайре плетет целое полотно, и там больше людей и больше миров.
Уж совсем в порядке глюка, но вполне в духе Толкина – ок, Альбойн в «реальности» дописывает Акаллабет, а Аудойн в реальности в этот момент что делает? вот не Вторая ли у него там мировая? «Наверно из-за того, что там грозит война все предметы вызывают такое беспокойство" - ну да, да, английский ученый, куда ты денешься от войны, которая есть, и отзывается - вот так?

Кажется, я наплела много непонятных слов, но вот так получилось. Этот спектакль - очень цельная и очень умная вещь, головоломка, которая собирается на Альбойна и играет разными грянями и разными смыслами.
Под колокольчик Арьянте, да. Это финальная точка формата "вишенка на тортике", но хорошо, что там долго было темно, я успела фотоаппарат от слез оттереть:))

{Совершенно отдельно напишу - Кари, абсолютно мозговыносная эльфийка, по которой прямо видно, как она просто выламывается за пределы человеческого мира, вскрывает его собой, просто своим существованием предлагает выбор. И ее взаимодействие с Амандилем, это их понимание друг друга с первого взгляда - перед лицом совершенно чудовищного чудовища, которое когда-то было человеком. Чудовище тоже было - Ах!)

...А вот в конце маленькое пожелание: о дикции всем надо подумать. На самом спектакле, если еще и текст хорошо знаешь – не замечешь, но в записи – заметно, что театральную внятную речь надо отрабатывать. Слава Богу, что уже в который раз играют на такой площадке, где у меня, как у зрителя слепого и глухого, нет придирок к свету и звуку – все видно и слышно. Ну вот видно, что есть куда работать в плане внятности и четкости речи :Р
Tags: Блистательная Кибитка, Профессор, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments