Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

18 июля 1826 года.

Донесение в Третье отделение о настроениях в городе от 18 июля 1826 года.

[Оно прекрасно полностью, просто что ни слово, то перл]


Казнь и протчия наказания Преступникам, Очистительное Молебствие, феерверк на Острову Елагином, Высочайшее Их Императорских Величестве отбытие в Москву. - Все ето вместе делало минувшую неделю Колосальною!... и потому суждения и толки были слишком многообразны.
Здесь донесутся только более достойныя уважения.

Казнь, слишком заслуженная, но давно в России не бывалая, заставила, кроме истинных Патриотов и Массы Народа, Многих особливо женщин кричать: какой ужас!и с какою стремительностью! (фр.)
Очистительное Молебствие, совершенное с необыкновенным благочестием, произвело уже щастливый Оборот умов, но прочтение и разбор Превозходнаго Высочайшего Манифеста от 13-го Июля , в коем прямо Отечество любящий Монарх призывает сынов России – к воспитанию, не чужеземному, но к Отечественному, Природному и, наконец; Манифест сей заключается прямо Божественными чувствами к Нещастным родным, от коих Члены преступлением отрываются... Все ето в истинных Патриотах умножило восторг благоговения; Колебавшихся - обратило на сторону Праваго дела... во закоренелых болтунов, не могущих никаким в мире правительством быть довольными,— все не уняло повторять хотя шепотом:какой ужас! (фр.). Особливо женщин, из коих первый разряд: стодвадцати однаго Преступника Жены, Сестры, Матери, родственвиицы, приятельницы и «подруги их подруг» (фр.)
Второй разряд: Красавицы, потерявшия и тень надежды, кроме правоты прозьб , чем-либо успеть у юнаго Самодержца, как чистое Небо чистаго и вернаго достойнейшей державной супруги.
Третий разрядПожилыя Мотовки, не имеющия дерзости надеяться, чтобы, по заслугам отцев или дедов их, Правосудный Монарх мог потом и трудами Поселян, вносимыя в Казну суммы жертвовать на возвращение ими промотаннаго имения и часто на возобновление новых прихотей, новаго мотовства их. -Вот три главныя причины, что в больших кругах дамы шепчут, что будет строгое царствование, воскреснет Царь Иван Васильевич Грозный, и даше выдумали какое то будто давнее уже Пророчество, что после Царствования, войнами самаго блестящаго, и после мгновенно вспыхнувшаго бунта, настанет Царствование, которое проблится 30 лет, из вне совершенно спокойное, но внутри, хотя правосуд ное, но слишком грозное. («Справедливость и строгость вместе» (фр.))
О казни и вообще о наказаниях Преступников в простом Народе и, в особенности, в большой части дворовых людей и между Кантоннстамии слышны также для безопасности Империи вредные выражения: «Начали Бар вешать и ссылать на каторгу, жаль что всех не перевесили, да хоть бы одного кнутом отодрали и с нами поравняли; да долголь, корогколь, им не миновать етаго”.
Манифестом Майя 12-го очень не довольны и по сих пор толкуют, что ето Господа принудили Царя издать оныя; по 6-ти месячном повсеместном сего - Манифеста чтении они толкуют, что только 6-т мсяцев Господа будут владеть нами, а там мы опять будем вольные; вить уже сколько лет Цари не дарят ни одной души Господам, стало все мы будем Царские и будет нам воля.
Посему то истинные Патриоты и осмеливаются желать, чтоб для изкоренения етой непокорной мысли Е. И. В-во хотя малую часть крестьян из беднейших Белорусских губерний, соизволил раздать кому заблагоразсудит в вечное и потомственное владение.
Но в тоже время, как простой Народ так сильно негодует против дворянства, тот же народ и особенно из разных губерний временно здесь жительствующий, сильно полюбил новаго Самодержца. Собственныя некоторых из их слова: «Етот Царь смышлен, он наш Батюшка, не только солдат муштрует, но и Суд и правду судит и за неправду не потакает знатному Боярину, да и все у него по Божью, все с хозяюшкою, да с детушками… Видно сам Господь в нем, и он будет любить Русь Святую»
Купечество 3-й гильдии, мещане, ремесленники и их работники прежде крайне роптавшие на тяжкие меры, кои местныя Начальства принимали по Манифесту 14-го ноября 1824-го года, ныне, как от Бога ожидают от Правосудия Монаршаго се6е спасения изменением постановления о гидьдиях и ети дни уже благословляют милосердие и правоту Самодержца, издающаго уже указ о свободе Торговли Внутренней.
Вчера начавшиийся печататься указ о повсемеcтном (кроме двух столиц) дозволении Винных откупов всех благонамеренных привлекает к Отцу Монарху, который блюдет Великое достоинство Царское и не себе а торгашам-откупщикам предоставляет производить сие неизбежное зло, источник всех развратов, Народной нищеты и ужасных смертей насильственных. — Но Вице-Губернаторы с своим многосложным причетом верно сему не будут рады кроме некоторых, известных и в самой корыстной должности неколебным безкорыстием.
Благонамеренные Патриоты истинно день ото дня привязываются к Монарху; они в полной мере чувствуют и ценят то, что Е.И. В-во и посреди бурного восшествия, и посреди тяжкого Отеческому сердцу Его следствию, Суду и наказанию преступников в 7-м месяце столько уже успел сотворить для Блага Отечества: восстановил совершенно ослабленную силу законов; воскресил мертвенность дел Судебных... из многих Собственноручных Конфирмаций Его Им. В-ва каждая отличается особенною правотою и прозорливостью и каждая благонамеренными один у другаго переписывается, как изречения превозходныя; между ими — Конфирмация на журналы Комитета Г.Г. Министров 6-го и 30-го числ июня,— что все части должны друг другу помагать, а не затруднять одна другую нелепыми крючками или выслуживаться мнимою точностию вовздорах.. Сия резкая превозходная резолюция благонамеренными каждодневно как Отче наш твердится; собственноручно умилительно написанный рескрипт Борону И. И. Дибичу — также показывает всю великость Монарха, отдающаго полную признательность великой заслуг подданнаго. Одним словом, Патриоты ждут Священнаго Миропомазания, как залога прочнаго для России благоденствия, и молют Царя царей ни о чем как о сохранении сил и здоровья Царя прямо Правосуднаго.
С етою то верною Надеждою Патриоты не могут и не должны скрыть от Самодержца, что Всеобщая Безденежность, нищета у многих и у некоторых совершенная невозможность существования – имеет свою опасность . Голодный превращается в зверя, и никаких способов к пропитанию неимущие могут решиться резать и грабить тех, кои имеют что-либо. Самая Столица наводнена людьми, которые проснувшись, совершенно не знают, чем пропитать себя… и пропитываются низкими и преступными средствами.. На сие необходимо нужно обратить особенное внимание. Но деятельная Верховная Власть верно изкоренит и ето зло, начав изстреблением роскоши, так давно и так несчастливо во всех теперь состояниях вкравшейся; с истреблением роскоши уничтожится и множество мнимонеобходимых нужд. Наше Отечество избыточествует всем необходимым.
На святой Руси еще никогда никто не умирал с голоду, и никогда никто не будет ни голоден, ни наг, ни бос, буде все большие и малые члены Правительства станут содействовать отеческой о всех попечительсности Монарха, от котораго при помощи Бажией Святая Русь верно прочное щастие.
Tags: XIX век, Принц Мрака Ротриа, зато красивые ляжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments