Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Великопостное. Московский православный месяцеслов А. Козаржевского.

Под катом - совершенно такой очевидный ликбез по началу великого поста. Ничего, в сущности, нового.

Но это кусочек из "Московского православного месяцеслова" А. Ч. Козаржевского. Издание 1995 года.
(В 2005 вышло переиздание под названием "Московские святцы").
В сети, к сожалению, этого текста нет, так что вот, я поцитирую. Ничего особенно тут нет, но я внезапно знаю это почти наизусть.
Это книжка - книжка юности:) Община (и книжная лавка) Татьянской церкви, Олеся Николаева и о. Владимир Вигилянский, молодой сладкоголосый о. Артемий Владимиров, всякие лекции в Свято-Тихоновском, о. Георгий Бреев в Царицыно, Кеменкири (которая еще не знает, что она Кеменкири, и даже, кажется, еще не крещена:), церкви вокруг Литинститута: Богородицы в Путинках, Иоанна Богослова на Тверском бульваре (а дальше синагога, а еще на Пасху можно делиться - у кого маца, а у кого крашеные яйца, дешевое бухло на всех), первые песни "Нави", первые визиты на Эгладор, прочитанный запоем Крапивин; первая сокрушительная любовь и потеря, православные гимназии, воскресная школа при "Живоносном источнике". Вот эта традиция московского интеллигентного православия, Бортнянский-Чесноков-Архангельский, перегон от 17 до 23 лет...
И одно с тех пор не меняется, и - не каждый год - но повторяется. Канон Андрея Критского, в той же самой церкви, на том же самом месте, что и в первый раз, 27 лет назад.
А кто такой Андрей Чеславич - спросите у Кеменкири, она расскажет.

А.Ч. Козаржевский."Московский православный месяцеслов".

Неделя мясопустная, или о Страшном суде.
На утрени поют катавасию «Помощник и покровитель», этот канон будет нам сопутствовать первые четыре дня первой седмицы Великого поста. На литургии читается евангельское повествование Матфея о делах милосердия как главном мериле оценки на Страшном суде. По традиции после запричастного стиха исполняется седален утрени «Помышляю день страшный» на музыку А. Архангельского. С воскресения начинается сырная седмица, т. е. масленица. В среду и пятницу литургии не положено. Начинает читаться молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Поэтическое переложение ее сделал Пушкин («Отцы пустынники...»).
Неделя сыропустная, или Прощеное воскресение.
Воспоминание Адамова изгнания. На утрени по шестой песне канона вычитываются четыре икоса — плач изгнанного из рая Адама — с хоровыми припевами, к сожалению, редко исполняемыми: «Милостиве, помилуй мя падшего!» На литургии на запричастном стихе обычно исполняется стихира «Виждь твоя пре-беззаконная дела» на музыку А. Львова.
Собственно Великий пост начинается с вечерни. До «Свете тихий», великого прокимна «Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего» и «Сподоби, Господи...» служить принято обычным порядком, в лиловых облачениях, которые употребляются на всех воскресных великопостных службах. Заканчивает вечерню один священник (обычно настоятель) в черной епитрахили. «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» и «Аминь» хор поет уже особым, великопостным распевом. После «Богородице Депо-«Крестителю Христов», «Молите о нас, апостолп «Под Твое благоутробие», исполняемых тоже на ocобый мотив, и отпуста духовенство выходит на солеи и происходит чин прощения. На целование Креста и расходе хор исполняет песнопения: «Покаяния oтверзи ми двери», «Помышляю день страшный», «Виждь твоя пребеззаконная дела», «Внуши, Боже, молитву мою».
Вот мы, с Божией помощью, вступили в Великий пост...
Постом службы с вечера воскресения до утра пятницы справляются в черных облачениях.
Первая седмица. В Чистые понедельник, вторник, среду и четверг служится великое повечерие, на котором читается Великий канон Андрея Критского, иначе называемый мифимонами. Все электрические светильники не включаются, горят лишь лампадки (обычно зеленого или синего цвета) и свечи перед иконами. Посреди церкви ставится большая свеча, на аналой кладется Постная триодь, по которой священник или архиерей читает текст канона, хор исполняет припевы «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и песни-ирмосы. Значителен уже зачин канона: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний...» Канон полон мудрых раздумий над трагичностью и кратковечностью земной жизни: «Яко соние, яко цвет, время жития течет. Что всуе мятемся?» Мы слышим трогающие сердце обращения к Богоматери: «Богородице, надеж-до и предстательство Тебе поющих! Возми бремя от мене тяжкое, греховное, и, яко Владычице Чистая, кающася приими мя!» Мы поражаемся краткому, исполненному богословской глубины и красоты раскрытию тайны Святой Троицы: «Троица есмь проста, нераздельна, раздельна личне, и Единица есмь, естеством соединена: Отец глаголет и Сын и Божественный Дух». После канона — длительное чтение мудрых и утешающих душу псалмов; унисонное исполнение мужской частью хора песнопений, заканчивающихся словами: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия! Сохрани мя под кровом Твоим!»
По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. На часах выпеваются тропари с коленопреклонением. На 3-м часе — «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый...», на 6-м часе — «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей...», на 9-м часе — «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый...» Затем следуют так называемые Изобразительны (образ или подобие литургии), на которых по особому звучат и воспринимаются Заповеди блаженства. На вечерне, с которой начинается собственно литургия, в Чистую среду стихира на «Господи воззвах» излагает суть поста: «Постящеся, братия, телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия бескровыя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость». Когда священник (или архиерей) выходит со свечой и кадилом и возглашает: «Свет Христов просвещает всех», в некоторых храмах на мгновение зажигается паникадило, что, конечно, антидуховно и дешево театрально.
Трио «Да исправится молитва моя» обычно исполняется на музыку Д. Бортнянского или П. Турчанинова. Чесноковскую «Жертву вечернюю» теперь можно услышать лишь на духовных концертах. К сожалению, «Ныне силы небесные» (вместо Херувимской) предпочитают петь только на музыку Д. Бортнянского; редко где можно услышать музыкальное переложение Г. Львовского. На запричастном стихе по традиции исполняют кондак Великого канона: «Душе моя, душе моя, восстани: что спиши? Конец приближается. И имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог. Везде сый и вся исполняяй». Проникновенна заамвонная молитва: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совер-шити... и неосужденно достигнута и поклонитися святому воскресению». Остается напомнить, что Преждеосвященной называется литургия потому, что в ней отсутствует таинство Евхаристии, поскольку Святые Дары были освящены в предыдущее воскресение.
По великопостным субботам (равно как и накануне за всенощной) служат в светлых ризах литургию Иоанна Златоуста и творят поминовение усопших. Субботние всенощные и воскресные литургии Василия Великого совершают в лиловых облачениях. Как сказано, на утрени, после чтения Евангелия поют «Покаяния отверзи ми двери». На литургии евхаристический канон «Милость мира» поется особым, протяжным, со звуковыми переливами распевом. В Елоховском соборе и в Знаменской церкви в Переяславской слободе «Милость мира» нередко исполняют на музыку А. Львова или С. Орфеева, а задостойник «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» — на музыку Н. Данилина, руководителя непревзойденной дореволюционной синодальной капеллы.
В субботу на первой седмице творится память великомученика Феодора Тирона — воспоминание о нем, но уже как постоянная дата, приходится на 2 марта (17 февраля). Когда император Юлиан Отступник приказал окропить продукты на константинопольских рынках идоложертвенной кровью, святой Феодор повелел во сне местному архиепископу объявить христианам, чтобы они не ели ничего рыночного, а приготовили для еды вареную пшеницу с медом — коливо, или кутью. Подобное коливо раздается верующим в субботу после литургии.
Неделя (воскресение) 1-я Великого поста. Торжество православия. В виде исключения богослужение справляется не в лиловых, а в желтых («золотых») ризах. Праздник установлен в память победы над иконоборческой ересью на VII Вселенском Соборе в 787 г. Жаль, что на слух плохо воспринимается кондак праздника, а ведь в нем раскрывается семиотика иконопочитания: «Неописанное слово Отчее, из Тебе, Богородице, опи-сася воплощаемь, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси: но испове-дающе спасение, делом и словом сие воображаем». Зато до ума и сердца каждого верующего доходит молебный чин православия, составленный в 846 г. Константинопольским патриархом Мефодием и особенно полно и торжественно проводящийся в Елоховском соборе. Соборный архидиакон вычитывает Символ веры, выпевает (единственный раз в году!) «Вечную память» святым поборникам православия, начиная со святых равноапостольных Константина и Елены, и многолетия Патриарху, ныне здравствующим пастырям и пастве. Когда-то в этот день провозглашалась анафема вероотступникам. Теперь же акцент — на молитве о церковном единстве. Заканчивается молебен пением гимна «Тебе Бога хвалим» на музыку Д. Бортнянского. В данном случае в православном обиходе используется молитвословие с латинской, а не греческой основой: гимн (Те Deum laudamus) составил в 386 г. святитель Амвросий Меди-оланский. На запричастном стихе в этот день большие хоры по традиции поют «Воскликните Господеви вся земля» А. Гречанинова.


Дальше отсканировать?
Tags: дым Отечества, ценву
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment