Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Category:

История самоубийства как проповедь

Господи, этому спектаклю уже 10 лет, да? И я его помню с премьеры, как момент истины. До этого я видела "Гамлета", и да, он мне понравился, но такого сокрушительного впечатления не произвел. А потом случились "Маленькие трагедии", и сначала был "Скупой рыцарь", ну тоже хороший... А потом на сцену вышел Моцарт, а за ним и Сальери - и все.
Что-то около 18 минут (на 18 лет, ага), короче "Эскориала", главный герой - музыка, главные сцены - где стоит человек на сцене и просто слушает музыку, ничего не говорит.
Ничего не поменялось, сокрушительно по-прежнему.
...Понятно, почему мне так близко. История травматика. Восемнадцать лет как сломан (да, кажется, и раньше особо здоров не был, раз ударило вот так... и при этом очень крепок, раз столько держался, прежде чем спятить уже окончательно).Ну и Изора там была... интересная, оставить в качестве последнего дара яду - кажется они были под стать друг другу. История стремительного падения, слепой скрипач - спусковой крючок. Перетер своим смычком нить, на которой все еще как-то держалось, и все. Ассоциации исключительно из ужастиков: идет человек, а под ним проваливается пол. Скрипач. Я сочиняю реквием. Черный человек. А правда ли, Сальери? Обрыв - и три ступени вниз, в ад. Видно как он проваливается, все глубже и глубже... (на самом деле это начинается еще раньше, когда слушает Моцарта, там такая шиза и раздвоение личности, что страшно уже там). Черный человек - блин. Вот с этого момента - не шиза, не безумие, а самый настоящий портал в ад, ничего им не мерещится, бес тут правда есть. Где-то за камином он в этот раз сидел (а раньше выбегал из зрительского зала:).
Страшнее всего, что Сальери не просто чудовищное чудовище. Во всех персонажах Фреда этого типа самое жуткое, что по ним видно, что они были людьми - и даже еще иногда могут ими быть, человеческие образ еще виден за всеми этими рогами, копытами и чешуей. Опять ассоциация с гениальным "Сайлент Хиллом", где самые ужасные монстры - это те, по которым видно, что они были людьми. Иногда даже - какими людьми. Что даже если это добровольный выбор, это еще и наказание, монстром быть больно, просто это такая ловушка для травматиком: разрушить единственное, что тебя здесь держит, и стереть себя следом. Это страшно - когда видишь, каким _нормальным_ он мог бы быть. Просто улыбаться, просто пить шампанское, просто слушать музыку.
В первых спектаклях мне казалось, что он все-таки идет следом за Моцартом. Нет, здесь самоубийство - это финальный шаг в ад, добровольный и осознанный.
(Спектакль вышел несколько в 3d формате, потому что самое сильное было то, чего не видит камера, потому что в профиль, то, что видит только Моцарт ( неправильно понимает) - лицо Сальери, когда он протягивает бокал с ядом - а потом осознает, что все, Моцарт выпил. Через щелку в двери видно, кажется, это самое сильное театральное впечатление этого небольшого сезона:).
Почему проповедь?:) Ну здесь личная экзистенция и личная надежда. Моя, не Сальери - у того своей надежды нет больше никакой. Но это о том, что если человек сдался и исчерпался до конца, ушел вниз, чтобы стереть себя - у него может быть надежда снаружи, потому что - Моцарт же!
Моцарт тоже, кстати, поменялся, и на него тоже страшно смотреть. В этот раз вышел не небожителем, а просто хорошим человеком. Очень хорошим человеком, над которым висит реквием. Но он не идиот и не слепой - просто он видит Сальери глазами любви, таким, каким он был создан. В конце концов, Моцарт, когда счастлив - твердит про себя мотив из Сальери. Это много стоит, и именно это может оказаться в вечности выше всего прочего. Возможно, Моцарт вступится на том свете за это чудовище, которое его правда любило, как могло и сколько могло. Возможно Господь, создавший их обоих прекрасными, сотворит им чудо.
Очень под Страстную неделю спектакль, правда. О том, что даже если никакой надежды вообще нет - она возможна поперек всего, потому что даже тень любви животворит. А убивает не любовь, а бесы, которые хотят только зла, но не могу же они в самом деле оказаться сильнее музыки и сильнее Бога?

Осознала, что я всегда пишу примерно одно и то же про это спектакль:)
https://lubelia.livejournal.com/1356942.html
https://lubelia.livejournal.com/1304551.html
https://lubelia.livejournal.com/844505.html
https://lubelia.livejournal.com/720484.html
https://lubelia.livejournal.com/720484.html
https://lubelia.livejournal.com/672121.html


(Вообще меня не оставляет жизнерадостный фанфик о том, как яд оба раза не сработал. Ну, блин, 18 лет прошло. И это повод обоим выжить, дописать это реквием на пару, и как-то продолжить без мозгоебства дальше:).

Ну и совсем до кучи, один из финалов "Маленьких трагедий" в целом:
https://lubelia.livejournal.com/847438.html
Это тоже к Страстной.

Мышь, Фред, спасибо!!!
Tags: Блистательная Кибитка, Пушкин, театр
Subscribe

Posts from This Journal “Пушкин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment