Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia





Итак. Святых Романов - много, и я постараюсь про них всех чего-нибудь да написать (особенно хороши два новомученика, про которых очевидный поиск яндексом и гуглем ничего не дал, а база данных, которая на Свято-Тихоновском - глюююючит:(( ). Поэтому для начала собственно про нашего покровителя - Романа Сладкопевца. Кто хоть раз был на рождественской службе, Романа безусловно знает, потому что именно Роман Сладкопевец - автор рождественского кондака:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Бог.

(Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего Существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог)

Вот он даже на иконах традиционно изображается со свитком, на котором этот самый кондак:



Трогательная легенда говорит, что текст был написан следующим образом. Аффтор, Роман, был в то время одним из клириков Святой Софии в Константинополе и пользовался за свое благочестие расположеним и патриарха и императора, что, разумеется, вызывало зависть всего остального клира (ага, разумеется... нравы были те еще...) Так вот однажды завистники вытолкнули его на клирос во время торжественного богослужения и заставили петь. Разумеется, он опозорился, а ночью по время молитвы к нему явилась Богородица и вложила ему в уста маленький свиток. После чего он получил и голос и поэтический дар. В эту yочь, по преданию, и был сложен вот этот текст - кондак Рождества Христова.
Сейчас в православном обиходе кондаком называют краткое молитвенное песнопение, как правило в составе какого-то более сложного жанра (канона, к примеру). Еще проще - каждому празднику у нас как правило соотвествуют два коротеньких текста, которые раскрывают его смысл - тропарь и кондак.
Тогда же кондаком называли многострофную поэму (18-24 больших строф), происходившую во многом от сирийского "мадраша" (если кто помнит - Ефрем Сирин такие писал) и еще одного жанра, который назывался "сугитта" - рассказ о каком-нибудь библейском эпизоде в виде диалога участников. Cтрофы назывались "икосами". (Сейчас так называют опять таки краткие молитвы в составе других жанров, принципиальной разницы между ними и кондаками нет, название просто традиционное). Строфы имели общий рефрен и одинаковую ритмическую структуру, кроме первой, которая называлась "кукулием" то есть капюшоном. Впроочем, иногда этих первых копюшонов было по два и по три, с рефреном, который повторялся в икосах. Текст "Дева днесь..." - это как раз кукулий большой поэмы, от которой в церковном обиходе сохранился только еще один маленький кусочек в составе позднейшего рождественского канона.
Традиционно кондаки писались трехстопным анапестом ("О весна! Без конца и без краю, Без конца и без краю мечта!" - это вот так примерно, со скидкой на то, что в греческом не ударения, а долгота\краткость). Св. Роман всячески оживлял жанр, использовал различные размеры и стопы разной длины, аллитерации, рифмы и акростихи (любимый акростих у него был замечатльный - первые буквы икосов складывались в "Песнь смиренного Романа"). С размерами там было так: употреблял он не традиционную, идущую от античности силлабо-тонику, где считаются долгие и краткие гласные, а близкий к народному тонический стих. (Первый пришедший в голову аналог - это как трудные для восприятия силлабически вирши 16 века - и народные былины).
Достоверных сведений о святом Романе очень мало. Мы знаем только, что он был выходцем из Сирии, был диаконом в Бейруте, а при имп. Анастасии (491—518 гг.) прибыл в Константинополь, стал клириком одного из столичных храмов, а потом и Софии. Был плодовит, от него осталось несколько десятков поэм (а легенды говорят, что их было больше тысячи). Его кондаки вызвали многочисленные подражания и два нынешних основных жанра духовных "поэм" - акафист и канон происходят именно с тех времен. Память его празднуется 14 октября и совпадает с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, и его нередко изображают на покровских иконах, хотя событие, в честь которого был устроен праздник, произошло гораздо позже.


(Чувак на кафедре и со свитком - это он и есть:)



Тропарь:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Романе премудро, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments