Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:

Новое православное литературоведение

Это, наверно, надо бы под замок, но принципиально не буду.
Короче, есть такой дивный ресурс:
http://www.predanie.ru/mp3/

Я оттуда себя скачиваю разное - а то каждый день сидеть по два часа в песочнице без притока инормации - крыша уедет. А так наушники в уши - и окрестные мамашки с разговорами не пристрают.
И вот наткнулась я там в числе прочего вот на такое:
http://www.predanie.ru/mp3/Vera_Eremina/
Первый курс, про историю Вселенской Церкви я еще не успела (потому что там есть по ранней Церкви вот такой курс:
http://www.predanie.ru/mp3/ierej_Dmitrij_Pashkov/ - он скучноватый и академичный, зато совершенно без эмоций и строго по делу. Рекомендую, кстати)
Второй курс - про историю РПЦ 20 века прослушала не без удовольствия. У аффтора безусловно есть своя точка зрения и она лучше всех знает, что канонично, а что нет - но зато там дана полная событийная раскладка, чуть не по дням недели, подробно описаны все церковные перестановки и внутренние пертурбации. Масса информации.
Ну и, наконец, курс "Русская литература в свете Христовой Правды". Ща скажу.
Сначала эээ... комплименты. Пока это первый курс лекций (ну или учебник), который мне попался, в котором достаточно последовательно рассматривается русская литература именно в свете православия. Потому что ну никак нельзя забыть о том, что они все жили в государстве, в котром православие было религией государственной, что чиновникам по любому надо было раз в год причащаться, что для венчания требовалась справка о говении (и неверующие могли ее купить рублей за 5), и вообще, отношения с официальным православием составляли чрезвычайно важную часть жизни. И, конечно, для воцерковленного читателя\исследователя эти отношения интресны, и вопрос -причастился ли любимый писатель на смертном одре - не менее важен, чем вопрос о том, на ком и почему он был женат.
То есть сам подход вполне имеет право на существование. Но вот выливается он, в частности, в то, что автор курса совершенно точно знает все о посмертном существовании гениев русской литературы - в основном на основании высказываний об этом оптинских старцев. Старец Нектарий сказал, что "Блок в раю" - значит Блок в раю. Еще одному старцу привиделся во сне Пушкин - старый, безобразный, и сетующий на свою земную славу - ну значит, так и есть.
Причем ладно бы точно было известно только о тех, кого припечатали старцы - в их-то высказываниях, наверно, какая-то правда есть. Но вот автор точно знает, что в ад попадет любовница Тютчева, например, с которой они не были венчаны. Точно-точно попадет. Кто-то из студенток робко возражает: "Но ведь она покаяться могла...", ей отвечают: "Не могла! Ну как она могла покаяться в грехе, который составлял всю ее жизнь... Конечно, в аду". Автор точно знает, что "Лев Толстой с восьми лет причащался во осуждение". Ага, вот прям с восьми лет, а даже не с пятнадцати, когда крест носить перестал.
Автор точно знает, что эпилепсия Достоевского была знаком одержимости, и вообще ЛЮБАЯ эпилепсия - одержимость. (между прочим, очень распространенная точка зрения).
Писать эту телегу я начала после того, как услышала о том, что литературный Эзоп со своим "Где тут пропасть для свободных людей?" - это самоубийца, впавший в дьявольский "соблазн героизма".
...В принципе, отчасти понятно, откуда что идет. Потому что автор - это не лектор современной формации, попросту не очень грамотный и очень фанатичный. Автор - умная, много знающая, уверенная в себе тетка 49 года рождения, судя по ряду обмолвок и вообще классическому московскому выговору (отчасти из-за него я лекции и слушаю, старомосковскую речь редко когда услышишь) - из старой московской интеллигенции. Причем, у которой эта интеллигенция, со своими интеллигентски-диссидентскими проблемами, мировоззрением и инфантильностью - сидит глубоко в печенках. очень хочется их всех припечатать и отправить в адские бездны.
...Это я только до Блока дослушала. Наверняка, когда начнется советская литература - вылезут вещи еще поинтересней. Из принципе дослушаю до конца, мне чрезвычайно интересно, куда т после смерти Варлама Тихоновича поместят, и что грозит Александру Исаечу в загробном мире - если у него шанс покаяться, или уже нет. Дослушаю - и доложусь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments