Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Телегу напишу, а то спрашивают – а чо вся пасхальная православная френдлента в этих рассуждениях по поводу причастия без исповеди? В чем фигня?:) Обьясняю для чайников.
Фигня в следующем. Центром христианской жизни вообще-то должно быть именно участие в причащении. Евхаристия – это главное, ради чего все затевалось, а не ради нового морального учения или чего-то там еще. А вот ради того, чтобы всем причащаться Плоти и Крови.
А вот технически это со временем в православной церкви (особенно в 19 веке, о!) выглядеть следующим образом: причащаются все примерно раз в год – на Пасху. Ну иногда еще по большим праздникам. Раз ты причащаещся раз в год – то к этому нужно хорошо подготовиться. В частности, исповедать грехи за этот год. В результате два разных таинства – исповедь и причастие у нас прочно сплелись в одно. Без исповеди не причащают.
В современной церкви, слава Богу, от этой ежегодной нормы потихоньку стараются уйти. (вообще лично мой опыт, правда, сугубо московский или паломнический в приличные места, говорит о том, что проблем с частым причащением нет; на Валааме мы спокойно причащались два дня подряд – на Сергия и Германа и потом на Преображение).
В общем, если человек причащается раз в два-три месяца, то эта обязательная исповедь в общем нормально воспринимается, а вот если каждую неделю – то уже начинает задалбывать, потому что не все способны искренне исповедоваться и видеть свои грехи – за неделю. Я очень немногих людей с такой потребностью знаю. Это круто, я тоже так хочу, но это не для масс.
А на Пасху все усугубляется тем, что перед самой Пасхой обычно трудно исповедоваться – священники перегружены, где-то исповедь есть только в субботу, где-то вообще нет. Более того – если ты до этого исповедовался в четверг, потом вечером в четверг стоял в церкви, потом в пятницу тоже, к субботе никаких грехов, кроме обычных повседневных, у тебя вряд ли появится. Но если ты хочешь причаститься и на Пасху, то тебе придется не молиться и готовиться, а заниматься в субботу поисками попа, чтоб тебя исповедал, и стоять для этого очередь длинную.
Так что идея о том, чтоб на Пасху спокойно причащать всех, кто на неделе и так уже причащался – абсолютно нормальна. А вот «вообще всех» - странная, потому что вообще всех никогда и негде не причащали, только гарантированно своих.
У католиков, кстати, разумно устроено, но это для общин, в которых каждый член прошел катехизацию, соображает что к чему, и каждое воскресенье причащается. Исповедь, насколько я понимаю, Ватиканом мягко рекомендуется примерно раз в месяц-два, а причащают всех, у кого нет тяжелых грехов (список прилагается). У нас тоже так иногда делают – но именнно там, где есть прихожане, хорошо знакомые со священником и причащающиеся регулярно.
Короче, вот примерно этот круг тем и проблем перед этой Пасхой и обсуждался – кого и как можно причащать и какова должна быть подготовка. И это важно, потому что центр всего - это именно Евхаристия, а не куличи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments