Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:

Еще кусок маловнятных потрохов. Про Крапивина.

Собственно, последние лет десять я честно читаю ВСЕ, что пишет мэтр. Потому что он крут совершенно специфическим способом - он умеет бесконечно описывать детский рай. И не только детский, впрочем.
Поздние его вещи - "Топот шахматных лошадок", "Колесо Перепелкина", "Струна и люстра", "Стража лопухастых остров", "Ампула Грина" - это сплошь старческие самоповторы. Нету там ни ярких сюжетов (Никакого тебе фентези-экшена типа "Детей синего фламинго") или развесистого концепта, как в "Голубятне на желтой поляне", или острых и ярких эмоций с катарсисом как в "Мальчике со шпагой". Нет острой социальности, как в вещах 90-ых годов.
Все очень приглушенно - дети одинаковые, сюжеты какие-то незапоминающиеся (хотя в этом плане "Ампула Грина" все-таки достойное продолжение той линии, в которой "Гуси-гуси").
Главное о чем он нам пишет - это сам мир. Старательно сконструированный, сотканный из детских воспоминаний и взрослых надежд: с Безлюдными пространствами; гранями Великого Кристалла, с городками, в которых все хорошо, все как в идеальном детстве, которого никогда не было; с безумными раздолбаями-учеными, хорошими учителями и воспитательницами, внятными и разумными попами; с кучей разной живности - от роботов до живых колес; с Дорогой, которая тянется через это все; с кафешками существующими одновременно в десятках миров; с котами и петухами, шляющимися в разных пространствах. Он тот ведь еще глюколов: он видит странные города - очень уютные и живые, и пишет в основном - о них. Подробно - с описаниям дворов, улиц, памятников и архитектуры, с топонимикой и картографией.
И все эти одинаковые мальчишки\девчонки - только фон. Главный герой - мир, а герои в нем - бэкграунд.
...Рай он умел описывать всегда в общем-то. Моя любимая вещь - "Трое с площади Карронад", там идеально описаны оба ощущения: когда ты приезжаешь на Море (в рай) из своей гребаной Москвы (или откуда там герой? из Ебурга, что ли?) и Море встречает тебя, ухая из темноты - и как потом оказывается, что завтра тебе обратно в свою Москву уезжать. Пипец, меня на этой вещи клинило всегда намертво.
Сейчас рай, который он описывает - спокойный и старческий. С теплым солнышком, на котором можно погреться. Но меня, например, не отпускает ощущение, что вот Василискова Магистраль - это тот же самый мир, просто описан с принципиально другого ракурса:). И "Школа в Кармартене" - тот же мир. И даже Москва "Самого тихого времени города" - тот же самый.
...Это, собственно, читаю я его последнюю книжку, которую он и позиционирует как последнюю. Он мэтр и он крут, а в настоящем Раю, конечно, будет, не так как он придумал, а много лучше - но и так тоже, потому что Рай больше этих глюков - но никак уж не меньше.

ЗЫ: Для озабоченных типологией: не пчелиные ли это рассуждения о Рае-который-всегда-рядом? :))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments