Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

  • Mood:
  • Music:

Несколько рассуждений о книжке

Собственно, это кусок письма, где я пытаюсь написать о обьяснить - чем мне нравится сериал Робина Хобба про убийцу ("Ученик убийцы", "Королевский убийца", "Странствия убийцы", "Тайна убийцы", "Миссия шута"). Маловнятный, но - вдруг кому пригодится, все-таки я многих этой книжкой грузила.
Итак, цитирую себя же:

На самом деле я просто попыталась для себя понять и сформулировать - чем мне эта занудная книжка так нравится.
Ну во-первых оно, несмотря на средненького качества переводы - очень хорошо написано. Очень живой, подробный, дышаший и глубокий мир. С очень своеобразными решениями необходимых для фентези атрибутов - магия есть, драконы есть. Главный герой, о котором были пророчества, герой, который предназначен спасти мир, обладает аж двумя видами магии, которые в принципе в том мире не пересекаются, потому что наследственные... В итоге мир он , разумеется, спасает (ну не мир, тут тоже сделано очень правильно - всего-то свою страну и королевскую династию, которой поклялся в верности). И при этом - ни одного штампованного хода, никакого постмодернизма, никаких натяжек (вот только в самом последнем томе обнаружила попытку несколько механически обьединить этот мир с миром другого серияла того же автора, про живые корабли... но вся попытка честно ограничилась несюжетообразующими упоминаниями ). Чистый образец жанра.
Оно довольно длинное - сейчас сходу и не посчитаю, но пять или шесть томов точно, очень неторопливое, несмотря на то, что событий много и экшен вполне происходит. С одной-единственной сюжетной линией - повествование ведется от лица главного героя и соотвественно описывается почти только то, что он видит\слышит.
Так вот, там основная проблематика - это проблема выбора и поиска себя. Герой с детства следует своему предназначению. В этом "предназначении" собственно мистики и давления судьбы практически нет, просто обстоятельства так складываются, что он может идти только туда, куда идет. Просто в момент, который им востпринимается как момент выбора, оказывается, что выбор уже сделан за него, сделан другими и ему просто некуда деваться. Более того - это выбор наилучший и чуть ли не единственно возможный. Когда он пытается делать что-то по-своему и вывернуться из этой ситуации, оказывается, что делает только хуже - и себе, и , что гораздо больнее - тем, кого он любит. Он бастрад, воспитывается при дворе, с детства его готовили для участия в интригах - и никуда от этого деться он не может, на него слишком много завязано. Он обладает магией - и от этого тоже никуда деться не может - приходится так или иначе учиться ее развивать, учиться использовать. Жениться на любимой девушке не может - в итоге выбор связанный с этими вопросами приходится делать ей - за двоих, и она его оставляет. (Он ее потом, как водится, всю жизнь любит и страдает, но поделать ничего нельзя - ей лучше, когда она считает, что он мертв, а в итоге она просто выходит замуж за другого и ей там хорошо, не появляться же ему и не разрушать ее семью?)
И через это все - он постоянно пытается "быть самим собой" и вообще понять, кто он - настоящий? С одной стороны настоящий - это который бы не стал проходить обучение в качестве королевского убийцы, а сделал бы свой выбор, сбежав еще в детстве. Настоящий - который любит свою девушку и нашел бы способ сделать ее счастливой. Настоящий - который ни разу не ошибался и не причинял боли своим близким.
Нету его, настоящего. Он - ровно то, чем является сейчас и в данный момент, все попытки "быть собой" разбиваются даже не стену, а о полную невозможность определить, а кто тут собственно "он". У него есть очень четкое ощущение, что если он пошлет все и всех нахрен - он сможет стать "собой". Быть с любимой и со своим самым близким другом-волком.
Только это значит - предать своих друзей, своего короля, которого он любит, свою страну, на которую нападают враги, свою магию, которая его периодически ведет, туда, куда ему в общем совсем не надо и подвергает опасности. Да и не получится это все послать, потому что он слишком завязан на эту политику и интриги - куча народу его хочет убить, другая куча - поюзать противоестественным способом, третья куча - взывает к любви к родине и чувству долга. Никуда от них всех не деться. Даже не конфликт "любви и долга", конфликта-то не получается, просто приходится делать то, что нужно. Он перестает доверять своим друзьям - потому что они его юзают из высших соображений, он не доверяет своей любимой, он вообще никому , кроме своего волка не доверяет. А поделать все равно ничего не может.
...В итоге, таки спасши мир, он наконец находит свой покой, послав всех, кроме волка, нахрен и удалившись в одиночество. Любимая и почти все друзья думают, что он умер, из тех, кто знает, кто он жив, навещает пару раз в год любовница, с которой они , собственно, просто дружат. Только оказывается, что "собой" он все равно стать не может. Собственно, сюжетная завязка романа - это когда он в своем одиночестве мается тоской, дурными воспоминаниями и до сих пор непереваренной болью - и пытается писать историю своей строны, и историю своей роли в этой истории. И ему ужасно хреново в этом его одиночестве, несмотря на то, что он этого и хотел - чтоб не дергали и тянули больше ни в какие интриги.
Новая серия (вот давеча купила и сейчас дочитываю) - через 15 лет после первого спасения мира, когда ситуевина начинает повторяться. К нему заявляются старые друзья и хотят от него какой-то деятельности. И первое его побуждение - снова всех нафиг послать, остаться собой, сделать СВОЙ выбор. А потом снова оказывается, что выбор сделали за него - он необходим, и значит он приедет все улаживать и никуда не денется, а эта возможности тихо киснуть в себе самом вдалеке от мира ему уже осточертела до печенок. Эта "его собственная жизнь", которая ему нравится в общем - она все равно не делает его собой. Любовница его давным-давно обманывает (даже не обманывает, просто у них разные взглды на "это"), его воспитанник вырос и ему пора отправляться в мир и тоже начинать свою жизнь, его волк стареет и скоро умрет. В общем все равно - не жизнь.
Там есть один чудный эпизод, когда они разговаривают о смерти со своим старым другом. Он не задумываясь как самую очевидную вещь говорит: "Смерть всегда легче и безболезненней жизни". Правда тут же, через пару часов, когда другому другу грозит опасность - он жертвует всем, чем толкьо можно, лишь бы спасти его жизнь. Очень близко и знакомо - не находишь?:) И то и другое ощущение - близко и закомо.
И еще один момент, который там тоже очень как-то правильно прописан. Герой обладает особым видом магии - возможность связать свою жизнь с жизнью животного. При этом партнеры равны, связаны гораздо глубже чем просто "осанве" и им, в связи с этим, приходится решать кучу проблем, исходящих из такой глубокой связи: возможность оставаться равными при разных возможностях и устройстве разума, возможность оставаться собой (как раз к вопросу о) - при том, что все движения твой души внятны партнеру по связи, возможность иметь свои секреты и закрывать друг от друга то, что необходимо (к примеру физическую боль, которую все равно не вылечишь). Возможность не вытаскивать друг друга силой из смерти, если смерть - свободный выбор. Вообще возможность смириться с этим свободным выбором другого, который может быть непонятен, может не нравится, может причинять обоим боль. Там все эти коллизии очень нефальшиво описаны.
Вот, собственно, загруз произведен. Не могу сказать, что это следует читать немедленно, но при случае, если оно тебе попадется - просмотри, оно хорошая вещь. Вон на какую телегу меня подвигла:) (Хотя как водится, такие телеги - скорее результат собственных размышлений, чем итог прочитанного).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments