Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:

"Расследование" (в руском переводе - "Дело Назаретянина")1986\2006

Первый фильм, от Дамиано Дамиани был очень неплох - хоть и совершенно не христианский, но нигде не скатывался в глумеж и тупость: герой честно ищет, честно пытается врубиться и честно не находит. Собственно, я его ради Пилата взялась пересматривать. Пилат тут - эдакий типичный тупой и продажный чиновник, с такими у Дамиани еще комиссар Катани вечно боролся. Изрядно промахнувшийся однажды: распял религиозного лидера, не подумав о последствиях, имена учеников даже под пыткой вырвать не сумел (надо видеть в этот момент лицо насквозь положительного и в общем-то гнушающегося пытками и кровью главного героя: "Что правда пытали? Так пытали, что протоколы пришлось подчистить? А правды добиться - не сумели?! Вот, блин, лохи, обо всем доложу императору!"), на могилу охрану поставил, но тело уберечь не смог, потом за три года не нашел ни тела, ни учеников - и главное, тщательно старается это теперь все замять, как бы чего не вышло. Так старается, что готов сфабриковать фальшивые доказательства, а не сумев - убить государственного инспектора, даже не потрудившись его выслушать. Чем, в общем-то оказывает инспектору услугу, потому что тому теперь жить с открывшейся ему правдой: нету никакого Иисуса, да и не было никогда, все эти прекрасные слова и истории - выдумки людей, которые хотят верить, и эти выдумки - разрушительны и подкосят Римскую империю. А сделать ничего с ними нельзя - потому что как бороться с идеей? Человека можно найти и казнить, а идейки-то куда девать прикажите?
А так Пилат отправляет почти спятившего гэльвина "в объятья Тайны" - и тот даже счастлив, смерть - это тоже интересно, масса новой информации, и наконец-то - все ответы.
В общем тут Пилат - однозначно отрицательный.

Версия вторая, 2006 года.
Тут был Гибсон - те же костюмные решения, те же движения камеры, похожее решение саундтрека, часть актёров - те же. И реальность гибсоновская: Иисус был, сюжет разворачивался ровно по тексту, исцеления и воскрешения - реальны. Уже начинается с тьмы и землетрясения, о которых герои первого фильма не ведают - у них не было. А тут качественно так трясет, причем весь мир: в Иерусалиме прекращает избиение женщины камнями, у северных варваров срывается какой-то людоедский обряд...
И главные герои разные. У Дамиани - гэльвин-интеллектуал, работающий "на интересе". Честный, добрый и хороший - но ради того, чтобы получить ответ, не погнушается ставить эксперименты на распинаемых, лгать и носить нож за пазухой. В новой версии - честный вояка, попавший в Иерусалим прямиком из Германии, отправленный в Иудею именно за честность и незамутненность. Поэтому первый фильм - традиционный детектив, с допросами свидетелей, разбором протоколов и интеллектуальным поиском, а второй - боевик с любовной линией.
Собственно о Гибсоне: тут действует тот же самый Пилат - Христо Шопов. Слегка похудевший и постаревший за три года, с совершенно остановившимся взглядом. Первый диалог между ними - ровно тот же, что и у Дамиани ("Я ищу тело. Которое пропало. Некоего Иисуса. - Не знаю, распространенное имя, я их столько переказнил..."), только чиновник Дамиани в этот момент пугается и начинает в мозгу просчитывать ситуацию - что говорить, что нет?, а этот застывает и смотрит больными глазами в никуда. И теряется куда-то ближе к концу фильма, когда на первый план лезет любовная история.

В целом - римейк получился неплох сам-по-себе. Исторический боевик в стиле "Бен Гура", с той же моралью - герой обретает веру, после того, как у него чудом исцеляется близкий человек. Но к исходнику - никакого отношения, кроме нескольких скопированных диалогов и общего сюжета. Никакой полемики.
Мне скорее было бы интересно развернуть героя и ситуацию изначального фильма. Там же до последнего момента, до беседы с Магдалиной и вопля прокаженной, которая все испортила - можно было по-другому, причем не меняя фактологии и сюжетной канвы. Он же там на вопрос "Зачем тебе Иисус?" - наполовину не лжет, отвечая: "Чтобы стать перед ним на колени". Вот тут был бы ответ - как верить в мире, где и христиане какие-то неидеальные, и исцеление может не случится, и задаваемые Иисусом загадки непосильны римскому уму. Но не сложилось, упс.
Tags: Понтий Пилат, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments