Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Еще несколько слов про тех же персонажей:)

А вот неожиданно рекламирую книжку Йозефа Ратцингера "Иисус из Назарета" (на Либрусеке, если что, есть).
Книжка весьма хороша. Вот уж сколько на эту тему написано разного, а это, пожалуй, первое, что я готова всячески рекламировать. Она очень традиционна: разбираются ключевые моменты, которые сто раз были разобраны в других книгах - крещение, заповеди блаженства, "Отче наш", притча о блудном сыне - моменты, о каждом из которых написаны библиотеки. Написать об этом еще раз, так чтобы это было интересно, внятно, умно и небанально - и при этом совершенно традиционно - надо было умудриться. Он смог:)
Она вообще очень немецкая получилась, эта книга. Очень неторопливая, дотошная, с привлечением исторического материала и лингвистики,с полемикой с предшественниками (тоже, по большей части, немцами, причем простому русскому православному совершенно неизвестными:). Ни разу не пламенная проповедь - очень спокойная, вдумчивая работа, рассчитанная на тех, кто готов всерьез поразмышлять и некоторыми базовыми знаниями уже обладает. Тяжеловатая даже местами - мне после рабочей смены в метро было трудновато порой (а порой, наоборот, зачитывалась, чуть не проезжая станцию). В жанре "научно-богословской работы": если он с кем-то полемизирует, то честно сначала внятно излагает точку зрения оппонента, потом очень спокойно и без малейшего полемического азарта предлагает внятные аргументы против.
Местами книга очень ... не злободневная, не тот термин, но по ряду современных популярных вопросов автор высказывается. И восточных отцов демонстративно цитирует, и комплименты православию выдает, и о роли женщины в Церкви, и - очень много и очень почтительно - за христианско-иудейский диалог, и вообще о других религиях очень уважительно. Везде где можно - делает комплимент. И при этом остается все тем же консервативнейшим католиком, ни разу не погрешив против совести: все комплименты по делу и все совершенно честные. А кого не любит - пинает (теологию освобождения, к примеру пинает, он это, насколько я понимаю, регулярно), но тоже очень спокойно, вежливо и по делу.
В общем и целом, книга очень плотная и связная. Казалось бы: множество тем, отсылы к современности, полемика, множество разных аспектов. Но она даже и не думает развалиться на разрозненные куски или главы и даже абзацы: у автора в голове концепция ясная и четкая, он ее спокойно, внятно и четко транслирует. И - самое главное - там книга не о Йозифе Ратцингере и о его мнении о Христе, а - таки о Христе. БОльшая часть работ такого рода грешат тем, что там больше об авторе, о его представлениях, а тут ... вот, блин, есть огромное количество книжек, где автор позиционирует желание описать Христа, "очистив Его образ от позднейших напластований" и глюков и описать вот ровно "как есть". И при этом в большинстве случаев можно только, прочитав, отложить со вздохом "не верю" (Не Христу, а аффтору с его телегами). А вот тут как-то все очень убедительно.
В общем, рекомендую. Православным, пожалуй, даже больше - у нас-то вообще беда с книжками, которые хорошо бы систематизировали голову, а эта - отлично систематизирует и по большей части она на том базовом уровне, где мы с католиками вполне солидарны.
При том, что я читала только первую, надеюсь, что недавно вышедшая вторая скоро появится по-русски, английский текст такой сложности я ниасилю, к сожалению. Судя по поднятой шумихе, она тоже хороша:)

И пункт второй, отчасти про это же. Есть у нас некоторое количество произведений современного искусства на библейские темы. Это фильмы и отдельные сцены в фильмах (ну вот как в "Бен Гуре", к примеру), количество постановок мюзиклов, несколько вариантов кино- и театральных постановок "Мастера и Маргариты", непосредственно экранизации Евангелия в количествах... Они очень разные по уровню исполнения, иногда с довольно странными и сомнительным богословскими концепциями. Но при этом некоторые из них, даже абсолютно "правильные" вообще никак не трогают, а некоторые, вот как тот же Jesus Christ Superstar 1973 года - при всей странности концепции западают в душу и даже как-то периодически приводят к обращениям.
Тут до меня доперло в чем, кажется, тут критерий - ни разу не в "правильности", а исключительно в том, фальшивят ли. Если есть фальшь, если актеры не готовы платить за право сыграть то, что считают правильным - получаешься хренотень на грани кощунства, даже если ее хоть щас на радио "Радонеж". Если играют чисто и искренне, пусть даже не совсем то, ну вот, как в том же Jesus Christ Superstar 1973 - отсвет подлинности на них ляжет. Если играют так, как вот А. С. Ванин - то даже булгаковские библейские сцены, с этим Воландом, с убийством Иуды, с Левием Матвеем, который "все пишет неправильно" - вот кроме этих некоторых литературных деталей - станут вполне каноничными. Потому что сама история подлинная. Вот уж сколько постановок видела этих несчастных "Мастера и Маргариты" и это - первый случай, когда на библейских сценах не коробит, а наоборот - прет. Причем ровно благодаря Пилату, который совершенно настоящий: и вокруг него настоящим становится все. И в итоге действительно получается глубокая, очень страшная и - очень в конечном итоге светлая - история отношений человека с Богом, история о том, какими странными путями может прийти к человеку Милость. Если он когда-нибудь еще и закрытый хэппи-энд сыграет, по Булгакову (а он может, ему этих нескольких секунд, в течение которых Пилат уходит, отменно хватит) - будет вообще проповедь в чистом виде. (Если сыграет вообще когда-нибудь эту роль еще раз, но разговор сейчас не об этом).
А о том, что любая подлинность - от Бога, и там где к этой подлинности готовы - Он вполне может подключиться и добавить смыслов от Себя. (Даже в такие кривые с канонической токи зрения прочтения, как булгаковское или суперстаровское).
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments