Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:

"Мастер и Маргарита", Театр на Юго-Западе.

Собственно, вряд ли у меня получится внятная театральная рецензия - я ни разу не театрал, в театре бываю раз в пару лет, на Юго-Западе была один раз в школьные годы... То есть я, безусловно, вижу и ловлю гораздо меньше, чем те, кто ходит в театр регулярно. Я-то вообще шла прицельно смотреть конкретного актера в конкретной роли (и огребла, мало не показалось), а об остальном действе понятие имела смутное. Зато я совершенно чиста как младенец и незамутненна, так что напишу - вдруг кому интересен свежий взгляд:)
Итак - "Мастер и Маргарита", театр на Юго-Западе, постановка В. Беляковича.

Спектакль, безусловно, яркий и зрелищный. Со юго-западной спецификой: актеры вплотную к зрительскому залу (сидевшей вот рядом со мной в первом ряду Мыши Варенуха ногу отдавил в какой-то момент), отсутствующие декорации ("основной элемент юго-западной сценографии составляет жесть" - кажется? так кто-то на форуме написал), ряд вещей делается исключительно пластикой и игрой освещения (например смерть Берлиоза или отправление Лиходеева в Ялту) - и это круто. Однако в целом довольно неровно - спектакль распадается на отдельные сцены, а отдельные сцены - иногда - на игру отдельных актеров, потому что кто-то играет на высочайшем уровне, кто-то не играет вовсе, кто-то - изрядно мешает своей отсутствующей игрой.
Однако, насколько я понимаю, мне крупно повезло. Потому что в этом спектакле две заглавные роли - Пилата (А. Ванин) и Мастера (Кто это был?Бакалов?) были прекрасны и, собственно, они и составили сердце спектакля и не дали ему рассыпаться окончательно. Это - ни разу не история о Мастере и Маргарите. Это история о Мастере и Пилате (а точнее - о Пилате и Мастере). История создания романа, история взаимодействия автора и персонажа, история взаимного спасения - или хоть оберетения надежды на это спасение. Пилат и Мастер рифмуются, у Мастера - спрут, у Пилата - толпа на площади, Мастер имеет право говорить за Пилата (а Воланд отчетливо не имеет, он совершенно лишний в библейских сценах), Мастер имеет право сообщить ему о спасении (не спасает сам, нет. Там отчетливо сошлись в одну точку несколько воль - Мастера, Иешуа (А. Задохин) и - наконец-то - самого Пилата. Только на их пересечении и возможен стал выход по лунной дороге.)
Если с Мастер и Пилат синхронны, то с Маргаритой (Карина Дымонт) Пилат отчетливо в противофазе (они тоже рифмуются в каком-то смысле, во всяком случае слова: "Отпусти меня" произносят оба. И дальше - на уровне жестов и мимики, это есть, хотя возможно это мой персональный глюк). И отчетливо представляют два вида любви - жертвенный (Пилат не смог, но совершенно четко знал, что должен был сделать, каков тут долг любящего - отдать себя... ну или хотя бы так казнить себя потом, чтоб получитлось сравнимо с распятием) и собственнический. Потому что эта Маргарита Мастера не любит - она его хочет съесть и в итоге съедает. Эти метаморфозы от робкой интеллигентной женщины, теребящей хрупкие пальцы, роняющдей слезы, до откровенной вампирши с демонической жаждой - ужасны. Маргарита там самая страшная роль, она в сто раз страшней нечеловеческой Геллы, она страшнее Воланда - потому что свита играет и стебется, а ее голод - подлинный, физический, страшный, ничего общего не имеющий с пилатовым стремлением спасти, защитить и оградить.
Причем, пожалуй, самое ужасное в том, что актриса (судя по интервью, во всяком случае) искренне убеждена, что она играет любовь. Высокие чувства. Что вот эта жажда сожрать и поиметь - это и есть то, о чем этот спектакль, это - любовь. При том, что играет-то она и правда хорошо и искренне, весь вопрос в том, что именно играет.
Нафиг-нафиг, любовь - это у Пилата, там - настоящие чувства и там настоящая трагедия и настоящее воссоединение в конце. Там есть еще одна противофаза с Пилатом - на классической фразе Воланда к Маргарите: "Ничего не просите - сами все дадут". Если учесть, что наказание Пилата длится как раз ровно до той точки, где он, наконец, начинает просить - так, что его слышат - Маргарите Воланд этой фразой изрядно... удлинняеь путь.
И Маргарита откровенно становится наказанием Мастера на последующую вечность - и он принимает ее именно как наказание - устало и обреченно. Когда он ее видит после извлечения - откровенно отшатывается, и потом делает шаг вперед явно преодолевая себя. В его финальном "Я хочу попрощаться" никакой радости от того, что любимая рядом - ну не любит он ее, это она сама на него бросилась в том переулке с финским ножом наперевес. Чистилищем Мастера будет выстроить вот из этого хоть какое-то подобие человеческих отношений.
Последняя сцена, впрочем, построена так, что надежда в итоге есть у всех - и у Мастера тоже. Не сразу, не исключено, что ему теперь сидеть две тысячи лун в обществе этого существа... которое тоже живое и которое тоже надо спасти... но надежда там есть. Сцена явления Левия Матвея (А. Матошин) совершенно прекрасна, сильней непосредственно текста у Булгакова: Левий действительно является из Света и свидетельствует самим собой о Свете, и видно, насколько смешны и дурацки все телеги Воланда перед этим Светом и насколько много надежды оказаться там же у остальных. "Он не заслужил света, он заслужил покой" звучит не как отвержение, а просто как свидетельство о том, что Мастеру нужно еще чистилище, прежде, чем он сможет подняться, просто пока еще рано, да и Маргарита не готова туда совсем, а ее тоже нужно. Явление Левия там очень ... пасхальное.
Воланд (О. Леушин) и свита. Задумывалось все, судя по сценографии, именно как апология Воланда. Они начинают, они заканчивают, они рассказывают историю. Однако, упс - кривляющийся Воланд, мало чем отличающийя от кривляющего Коровьева (кроме того, что Коровьев таки прекрасен и обаятелен, а Воланд отвратителен) - ну ни разу не Князь Тьмы. Даже не очень претендует. Так, компашка мелких бесов со своей мелкой властью - да, они старательно бузят, но в целом их задача - скорее создавать фон для происходящей _настоящей_ истории. Собственно, еще и потому, что увы, на них можно смотреть не всегда. Сам Воланд кривляется, идея Азазелло (кто?) в виде конкретного такого крепкого байкера в кожаной куртке и с соотвествующими манерами - она по-своему, конечно, оригинальна, но - увы. Кот Бегемот(Белов, да?) - жуткое позорище - мало того, что костюм, так еще и ноль игры. Смотреть можно только на Коровьева и Геллу.
Гелла вообще натурально прекрасна - нелюдь как есть. А в целом - да, ну бесы такие бесы. Там есть жуткий момент - после монолога Мастера "Казни не было" - свита начинает повторять это радостно: "Казни не было, казни не было"... и понимаешь - о чем, они собственно. Для Пилата-Мастера "Казни не было" - это значит не было падения и греха, выбрались. А для этих ровно наоброт - не было казни, не было и Воскресения, спасение невозможно. Чистая подмена смысла, не меняя текста и даже интонации, эталонно сделанная штука.
Остальные - по-всякому. Совершенно прекрасен Римский (В. Борисов)) - еще один совершенно нормальный человек на этом утренике (и спасающийся в итоге за счет своей крайней нормальности:). Прекрасная комедийная роль, можно смотреть не отрываясь и наслаждаться сменой выражений на лице. Варенуха.... ну... зал на нем смеялся, он, кажется, единственный, кому хлопали в процессе (тоже, впрочем, можно понять, хлопать Пилату после приговора - это как-то... от сиденья бы отскрестись)), Степа Лиходеев хорош, но таки да - ему крайне не везет, потому что его сцена аккурат после этого приговора, Бездомный прекрасен (говорят, раньше играл гораздо хуже, то что сейчас - мне нравится. Очень естественный и живой), отличный стебный Стравинский (опять же А. Ванин), призывающий "Поменьше думать о Понтии Пилате") и вообще массовые сцены с глумежем и импровизациями хороши. Опять же, поскольку я это вижу в первый раз, то мне трудно отследить, что там было на импровизации, что было задумано - но в целом все было очень живо, народ радостно друг с другом взаимодействовал и прикалывался кто как мог.
Библейские сцены.
Ну, я себе примерно представляла, потому что видела записи. Пилат - самая сильная роль во всем спектакле, собственно, то, что делает его осмысленным и настоящим. Что там было, пока Пилата играл не Ванин - судить не берусь, но, полагаю, это была другая история - скорее о том, как Воланд со свитой дают Маргарите сожрать Мастера, и вообще о власти Воланда. Убери эту подлинность (учитывая календарное время, я б сказала - мистериальность - исчезнет все). А тут была прожита настоящая жизнь.
А о печальном - о ужас, Кайифа (В. Долженков) там невыразимо ужасен, тем что никакой ВООБЩЕ. Ни единой интонации.
Кайифе вообще как-то не слишком везет, единственный случай, который я помню, где он не представлен злодеем, а представлен человеком со своей совершенно валидной и достойной правдой, со своим - не менее страшным - выбором - это старый французский фильм про Понтия Пилата. В остальных постановках - фоновый злодей.
Но тут даже не злодей. Голос Гомеостатического Мироздания, против которого не попрешь. Вообще ничего человеческого. Да еще и голоса не хватает держать сцену. Но ладно голоса! Такого отсутствия интонаций в вообще-то крайне эмоциональном диалоге с Пилатом я даже из записей предположить не могла. В итоге сцена - а это таки самая страшная сцена спектакля - играется вообще в одиночку. А пофиг, этот Паганини, по ходу, и на одной струне и вообще без струн.
Приговором меня малость вынесло чисто физически.
Но тут особенности энергетики - в двух шагах такое творится, закрываться нельзя, потом сидишь, офигевший как после сдачи крови. Особенно циркулирующие энергетические потоки - это, насколько я понимаю, тоже юго-западная фишка, ну и тут уж либо отстраняться совсем , либо участвовать наравне со всеми.
Подробно записывать роль не буду, сделают и без меня, да и, опять, же видела вживую первый раз, ухнула, не сомневаюсь, что много не словила.
Отдельно про Фарида Тагиева т ож писать не буду, потому что в этого я, кажется, просто влюбилась по жизни и хочу теперь посмотреть на него-Меркуцио:)

Выводы в целом: насколько я понимаю, именно этот состав будет теперь постоянным, так что рекомендую туда сходить, это хорошо в целом и гениально в библейских сценах с Ваниным.
ЗЫ: Театралы, проверьте, фамилии все на нужных местах поставила? я ж их почти всех в первый раз вижу. Или они ровно по вывешенной на сайте афише?
Tags: Понтий Пилат, театр, ценву
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments