Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Еще несколько слов... Это фонтан, я знаю.

Перечитывая "МиМ" отследила дивную штуку - а ведь то, что Стравинский напоминает Ивану Понтия Пилата - это ж, блин, есть в тексте!:)
"Неожиданно открылась дверь в комнату Ивана, и в нее вошло множество народа в белых халатах. Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами. Вся свита оказывала ему знаки внимания и уважения, и вход его получился поэтому очень торжественным. "Как Понтий Пилат!" -- подумалось Ивану. "

А вот финал Ванин, увы, принципиально делает по-своему. В остальном - четко по тексту, включая черновики и варианты: и "внезапно треснувший голос", и "посмотрел на Кайифу мертвыми глазами", и "знал, что воет и довоет до конца", и "попробую не двигать головой", и много еще всякого.
Финалов нашла три варианта.
А в самом раннем варианте (чем раньше, тем вообще все эмоциональней и прямее) - Пилат начинает так плакать, что Маргарита сама плачет, глядя на него, а Кот вынужден откомментировать: "Это он радуется". Ну да, после такого - только так и радуются. А потом он с криком "Га-Ноцри!" уносится во главе своей сирийской алы на тот балкон - переигрывать.
Даже в самом позднем, приглаженном варианте реагирует довольно бурно - "Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он. "
( В "среднем" варианте Воланд дивно комментирует "пошел на соединение":) В нем же, кстати, Мастер и Маргарита уходят за своим покоем вслед за Пилатом, то есть к Иешуа же, и нет противопоставления "света" и "покоя").
А у Ванина почти дублируется начало сцены снятия головной боли - что-то меняется, боль отступает, но больно было так, что еще несколько мгновений любые изменения воспринимаются как дополнительная боль. Через какое-то время попустит, но этого не показывают.

И в целом, конечно, понятно, учитывая то, что приговор с полным присвоением сыграть он может, а вот эту сцену прощения - кажется, не выйдет. (Хотя с третьей стороны - Муаррона как-то он играл? при всей разнице масштаба ?) В общем, это сознательный выбор: играть эту сцену - именно так (потому что в принципе-то, захочет - и закричит, и заплачет, и засмеется, так что зал будет в ахуе... я каждый раз слушая монолог Мастера про то, что "казни не было" думаю - с одной стороны жалко, что не сам Пилат. А с другой стороны мгновенный переход от "казни не было... плакал и смеялся во сне" к "оно никогда не настанет! помянут тебя - помянут и меня" и потом снова "не было казни" ... он сделал бы, да. Только зал-то жалко:).
...Будем надеяться, что вдруг когда-нибудь покажут и прощенного Пилата.

И несколько в сторону: самые-то интересные черновики до нас не дошли. А тот самый первый вариант, с телеграммой в Рим и ротмистрами - там было подробно про допрос Иешуа в Синедрионе с участием Иуды, подробно про путь на Голгофу, и про то, как Талалай (это предыдущий Афраний)выполнял задание Пилата. Блин, хочу!:)

И в третью сторону, про тот же ранний вариант, где Пилату предоставляется возможность все переиграть. Ужасно интересно, куда ж его в итоге выкинет? Ванинского - однозначно в сцену приговора, и он наконец выговорит "Иешуа" (а вот как среагирует на это толпа? а неизвестно... это как в том же Джизасе Крайсте 73 года у Пилата выбор небогат - или отдать Иисуса толпе, или героически сложится, защищая от толпы, которая просто порвет обоих).
Так вот булгаковского Пилата из первого варианта выкинет скорее всего в сцену допроса. А там возможны разные версии: может быть уйдет в поля говорить об истине. Но скорее всего, оставшись Пилатом - просто даст Афранию новое интересное задание - обеспечить обованцу побег и охрану. И дальше будет детективная история борьбы двух спецслужб - пилатовой и кайифовой:))
(Более того - мне кажется вполне валидным размышлять об этих возможных вариантах... хоть бы и на примере булгаковского апокрифа... потому что сейчас нам кажется, что да - каждый шаг был просчитан, выверен и предсказан, вплоть до солдат этих, которые "и об одежде моей меташа жребий". Но если принять во внимание наличие свободы воли и того, что каждый в каждый момент мог развернуться - и Пилат, и Иуда, и остальные... участники, то другие варианты событий вполне могли бы быть. Суть Сюжета бы не поменялась, и менее страшненьким он бы не стал, но могло ведь быть по другому хоть в деталях?)


Картинку не могу не привести. Это театр на юго-западе как есть - зрители вот ровно так близко и сидят, успешно изображают толпу. Это тоже ценный опыт - чувствовать себя частью вот той самой толпы. Рисунок А. Ждановой.

Tags: Понтий Пилат, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments