Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

  • Music:

"На дне", театр на Юго-Западе, 15,10,2011: Плывет неутомимый наш Ковчег.

Сначала немного предыстории. Изначальный текст пьесы Горького - достаточно неоднозначен и в зависимости от желания читающего может быть прочитан с разными смыслами. Прежде всего, впрочем, как история противостояния Сатина и Луки - с разными вариантами ответа на вопрос: "На чьей же стороне правда?". В советских постановках правда была в основном на стороне Сатина (аах, какой был Сатин-Евстигнеев!).
Сценарий юго-западного спектакля - это изрядно переработанная пьеса. Отсебятины нам особо нет, но часть реплик опущена, часть - переставлена местами или отдана другим персонажам. Чисто по тексту сценария - основным персонажем становится Лука. Он носитель правды, и интрига - это реакция остальных обитателей ночлежки на ту правду, которую он несет. Впрочем, как водится, спектакль очень сильно менялся в зависимости от исполнителей. Я видела всего один спектакль, где Луку играл Алексей Мамонтов. И его Лука был "человеком на ставке ангела", да, носителем высшей правды, проповедником праведной земли. Основное напряжение было между Лукой и Актером и Лукой и Клещем.

Возможен был и другой вариант спектакля - Китаев, насколько я понимаю, в лучшие моменты играл Луку - беса-искусителя, пришедшего поставить тут все с ног на голову и довести людей до отчаяния. И опять основной линией было противостояние его - и Актера ? и его - и Клеща. Сатин, которого бессменно играл Валерий Афанасьев, был прекрасным и обаятельным, но - циничным треплом. Горьковского противостояния Сатина и Луки не было, другой тут Сатин был, меньше масштабом. (Но все равно абсолютно прекрасный... это единственный раз, когда я видела Афанасьева на сцене и он мне очень понравился... надеюсь таки увидеть в "Куклах" и - не увидеть - в "Мастере").
Короче, это была преамбула. Амбула в том, что Валерий Афанасьев ушел из театра (театр, правда, пришел к нему обратно, но это другая история). И в нынешнем спектакле Сатина играл Алексей Мамонтов - тот, который до этого играл Луку-праведника. А Луку - Китаев (который играл Луку-беса)). Так что горьковское противостояние "Сатин-Лука" обещало наличествовать в полный рост.
Однако, упс - не сложилось. Сложилась история совсем другая - тоже о Правде. Но... без активных противостояний - потому что на месте Луки, к сожалению, было пустое место - Китаев. С ним как-то даже в полемику вступать не выходило, и на фоне прочих обитателей ночлежки - сочных, живых, находящихся в очень плотных отношениях друг с другом - он выглядел пустым.
Впрочем, с начала. Нынешняя ночлежка была местом довольно своеобразным: для начала, тут подобралась очень образованная интеллигентная публика. Актер, разговаривающий цитатами из классики, Сатин - четко знающий и понимающий, что такое "сикамбр" и "микробиотика" ), Барон, который тоже помнит наизусть что-то эдакое, Настя - хоть и фигню всякую читает - но тоже ведь читает непрерывно! Даже Пепел в этот раз вместо положенного по тексту: "Я человек грамотный" сказал: "Я человек образованный!" И - они все друг друга любят, хоть и - бывает - срываются, и спорят, и даже дерутся. Клещ на автомате начинает шарить в карманах, когда Сатин просит взаймы - и только ничего не обнаружив, отказывает (видимо, когда что-то есть - дает), Сатин и Актер вообще прекрасны в паре: почему бы двум благородным донам не нажраться в хлам?Актер, который уводит Анну в сени и потом успокаивает вскинувшегося Клеща - да нормально все, дышит она там.
Их срывы - да, срываются: вот Пепел на Бароне (очень жестко сделали сцену, Бакалов молодец), а потом Пепел извиняется - и лает в итоге вся ночлежка, хором, кажется, тоже извиняясь за то, что смотрели и не вмешались. Срывается со своими "правдами" Клещ - а песня Сатина про слезу неожиданно оказывается ровно тем же срывом, рифмуется один-в-один. "Пока дворник, стал быть, не подмел - вот правда!". А Сатин-то с этой своей песней вылезает от страха за Актера, потому что он-то не верит, что все получится у того, наскакивает на Луку. А Актер в свою очередь на Сатина во время этой "песни" смотрит с ужасом и жалостью. (А Клещ просто очень внимательно, но, кажется, готов, если что, соскочить с нар и помочь бить Луку, если до этого дойдет).
И заканчивается - живым человеческим горем Сатина и жестом сочувствия - берет Клеща за руку, то ли сам утешает, то ли ищет у него утешения.
И вот среди этих - живых - неожиданно появляется Некто... напоминающий поначалу не то Летучую Мышь, не то Большую Моль. Без имени. Без биографии. Без лексических привязок (да, говорит на "псевдонародном", но звучит он фальшиво). Со словами никак не подкрепленными не то, что опытом - сочувствием к живым людям не подкрепленными. Лука - нехороший человек, в первую очередь. Не впрямую бес-искуситель, нет, тоньше - живая овеществленная бессмыслица. да еще и злая местами (первая реплика к Барону после сцены с лаем была с явной издевкой, например, и еще такие моменты были). В итоге его просто смывает нахрен (сцена его ухода ровно так и выглядит - стоит пустота посреди сцена, а позади него танцуют настоящие живые люди - вытанцовывая его нафиг из своей жизни)
Почему они его услышали? Наверно вот ровно потому что живые и хорошие - им нужен был только хоть какой-нибудь толчок, хоть что-нибудь - чтобы попытаться рвануть вверх. Они его сами сделали - в первую очередь Актер - попытавшийся переделать свою жизнь. И Сатин, пересказывающий в финале, в своем главном монологе, слова Луки (которых тот не произносил, или произносил - вообще в них не веря).
Отдельно про Клеща - в первом действии очень как-то очевидно болел - не кашлял, если простуда - то в первой стадии, когда знобит и общая хреновость, потом вроде оклемался. Отследила в этот раз - да, они с Натальей - Тамарой Кудряшовой - играют несостоявшуюся любовь и вполне состоявшуюся душевную близость. Что ему снилось в начале второго действия? Если не выходить из квенты - бил его кто-то что ли? Если принимать "передачи на голову", то есть глюки - кажется это было палящее палестинское солнце прямо в глаза, болящая много дней голова и вечная просьба: "Отпусти меня!". По губам читать не умею, не отследила, но ощущения были эти самые.
Финал Клеща... как-то они на него хором с Сатиным и вышли, вот с этим жестом Сатина, когда он его за руку взял.
В прошлом "Дне", которое я видела, в мае, над Клещем отчетливо витала тень смерти. Наиболее вероятной дорогой - было самоубийство вслед за Актером. Если очень повезет - то бросить все нахрен, и - за Лукой.
Нынешний Клещ выживет и останется в ночлежке - среди живых людей: Сатина, Квашни, Медведева, Барона...Выживать. Может еще и Наташку свою дождется из больницы. Финальный танец был - не самоубийством, не погромом - работой. Трудной работой - жить.
В целом спектакль получился о Правде и живых людях, в которых одних Правда и существует. Лука пришел и попытался заморочить им головы, все смешать... Но вот она Правда-то: живое горе. Живое человеческое тепло. Настоящие вещи, не фальшивые, за них можно держаться - и продолжать танцевать.
Эти люди прекрасны - все! Это был настоящий спектакль о настоящих вещах. Спасибо.
Tags: театр
Subscribe

  • некоторый урожай

    и так хреново и эдак плохо, по легкой ткани течет разрыв, когда все делятся на живых и дохлых, куда ж ты денешься, полужив? пока оближешь сухие…

  • Кажется, одновременно Мыши, Алану и Фреду:) ну, это хороший выбор:))

    не идиот ли в самом деле, зачем он здесь, зачем он с нами, зачем перо он в руки взял? по вечнодлящейся метели аустерлица от шампани не отличал по…

  • 7. ПЕСТЕЛЬ

    Йом-Киппур 1825 Полдень. Холод. Иней тает. Поздних птиц печальны крики. В этот день - жиды считают - Ставит подпись Бог в той книге, Где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments