Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Category:
  • Music:

"На дне", театр на Юго-Западе, 15,10,2011. Вдогонку.

Еще разное по спектаклю. Насколько меняется смысл и интонация реплик в зависимости от того, кто тут Лука! Первая реплика Клеща: "А ты бери левее, не ошибешься" - в майском спектакле это было радостное: "Иди сюда ко мне поближе, я тебя узнал, я тебе рад". В этом: "Иди-ка ты отсюда... левее".

Финал первой части, после смерти Анны (какая пластика у Ванина! Блин...). С Лукой-Мамонтовым они садились и опускали головы не глядя друг на друга абсолютно синхронно: Лука честно разделял скорбь и плакал с плачущим. Лука-Китаев сознательно "зеркалит" - внимательно смотрит, старается повторить движение - и все равно опаздывает на долю секунды, синхронно с Ваниным у него не получается, даже когда прямо на него смотрит.
Монолог о праведной земле. При Луке-Мамонтове надо было смотреть на Луку. Сейчас на Луку смотреть не стоит, он это рассказывает для того, чтобы ... поддеть их? прибавить свой голос к хору Клеща и Сатина? ("нет праведной земли - вот правда?"). В общем, смотреть надо на то, как они слушают. Как слушает Клещ - с полным присвоением, от лица мужика, который искал праведную землю и которого вынули зачем-то из петли... как-то странно потом плечами передернул, в конце: "Ну... да... все так. Искал, не нашел, попробовал повеситься - тоже как-то не вышло, живу вот...". Как слушает Актер - тоже как свою историю, он пока еще не верит в то, что праведной земли нет, она у него впереди - лечебница. Сатин... жалко, но Сатина не отследила, на Клеща засмотрелась, кто видел - как слушал Сатин?
Анна. Плохо Анна помирает, в обиде на жизнь, а "покой", который сулит ей этот Лука... Воландов какой-то покой, так умирая и так метаясь между собственной обидой на мироздание и желанием пожить еще - покоя-то не обрести. Но хоть этими "пельмешками" она мужа в этот раз не задалбывала: в прошлый раз как-то так это говорила, с подтекстом: "Давай, жри, отнимай у меня последнее, после того как меня заморил", то-то они ему потом мерещились. Тут эти "пельмешки" все-таки были заботой, и прощения Анна и Клещ в итоге друг у друга попросили.
Отдельный прекрасный вопрос - бил ли Клещ жену?:) По тексту Горького - да, бил, это там четко прописано несколько раз. В пьесе - нет, во всяком случае несмотря на то, что она сама утверждает, что "от него и зачахла" - это она уже в бреду и в обиде на весь мир, заодно сообщив и что "любви и ласки не ведала". Ну не любит она его (как можно не влюбиться в такого мужчину, это отдельный вопрос... но характер у него тяжелый конечно), вот и зачахла, а он - заботится, чувствует свою вину... может и правда ударил разок, когда достала своим пилежем непрерывным - вот она ему это до смерти забыть и не может, а он и сам помнит - и просит прощения, и правда очень ему больно после ее смерти. Но особенной близости там явно не было - слишком трудно жили, у нее-то точно, если какая любовь и была, то так и выгорела, а у него осталась - забота с виной пополам, но точно не любовь.
Финал... с одной стороны, Сатин, который играет Луку... лучше б Луку и играл. С другой - Мамонтов максимально выжал смысл из финального монолога (даже "детки" оказались к месту: все женщины ночлежки неожиданно и живо на них среагировали и на то, что "деток у вас нет" - особенно.) . И опять они рифмуются с Клещем: песня про слезу -это аналог "вот правда!", а "всюду люди" - аналог монолога Сатина.
И сам финал, с выходом Актера. "Испортил песню, дурак" - было к Актеру: свою песню испортил, мог бы взлететь, а вот - не взлетел. Так они и стояли: с одной стороны спокойный Актер - уже спокойный, выбор сделан, что уж теперь. С его точки зрения - единственный правильный. А с другой - шатающийся и задыхающийся Сатин, которого ударило этой смертью очень страшно и в финальный танец он выходил, чтобы удержаться на ногах.
И тут до меня доперло, кто этот Сатин - это ж первая стадия Луки. Может быть и не немедленно - но он пойдет правду искать, а лет через дцать - станет правильным Лукой, "на ставке ангела". А тут видно, как его правда рождается - из глубин отчаяния и человеческого несовершенства, чтобы потом уже дойти и до стадии звучащей трубы, которую невозможно не услышать.

----------
Отследила одну забавную рифму. Василиса со своими просьбами "снять петлю" и "освободить от мужа" отлично срифмовалась с Настиным: "Тиран твой рано или поздно умрет, а если и не отпустит тебя, то смерть настигнет его у ног твоих". Собственно, таки да, и настигла. Даже в какой-то момент возникла идея, что Настя с этим монологом помимо прочего еще и сознательно стебется над Василисой и ее ситуацией.

...На поклонах Актер с двумя розочками (ну вот так подарили двое - по одной розе) был прекрасен:)) И Ванин наконец-то с букетом адекватным по размеру (а то я вечно покупаю что-то, что кажется большим букетом мне - а потом понимаю, что как-то мелковато выходит на этот рост:)) А хризантемы были длинные и пушистые:)

Еще один глюк. Если Клещу в бреду мерещился Пилат, то у Асанки, кажется, в ушах звучал "День гнева" из "Комнаты Джованни" - по пластике было похоже:). Сатина опять не отследила в этот момент - Клещ был слишком близко и от него очень... фонило.
В порядке тех же глюков - дважды в спектакле показывался Лаэрт. В момент выступления Сатина и Актера (Розенкранц с Гильденстерном, ага), и в момент безумия Натальи. Впрочем, это все отблески - Пилат, Лаэрт... как блики на драгоценном камне - придают глубину роли, ничего в сущности не меняя.

...Еще отдельно - о театральных отзывах. Читать отзывы - прекрасный способ осознать, насколько разные картины возникают в голове у людей при просмотре одного и того же спектакля. Люди считают, что Мамонтов играет "на школьном уровне". Люди видят глубины эмоций и трагизма в игре Афанасьева - и в упор не видят их у А.Ванина. Людям более всего в Мастере и Маргарите нравится Горшков. Кто-то уходит с антракта, увидев, что актеру, который играет Иешуа - ну не тридцать лет и вообще как-то недостаточно благообразен.
(Я б утопилась давно, если бы на каждое мое стихотворение поступало по такому количеству ... даже не критики, критику-то еще можно потерпеть, а вот - полного отрицания вообще. )
С другой стороны - какой кайф, что мое восприятие настроено на ту же волну, и я, как мне кажется, понимаю и чувствую - что они играют и зачем. С третьей - может быть я тоже вижу криво и на самом деле люди играют совсем не то, что я вижу?! В общем, потому и пишу подробно - в том числе и для самопроверки (хотя до подробности Фреда мне далеко, я такого количества деталей просто не вижу и не запоминаю).
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments