Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Блистательная кибитка, "Маленькие трагедии" , 12.11.2011

Отзыв по горячим следам.

Получился прекрасный, очень цельный и оригинальный спектакль. Не распадающийся на четыре отдельные, мало скрепленные между собой части, а именно единый, с единым смыслом, с единым финалом. Вообще с оригинальными финалами всех частей - и с прекрасным катарсисом в итоге.
Сработал режиссерский ход - главные роли во всех четырех частях (Скупой Рыцарь, Сальери, Дон Жуан и Вальсингам) играет один и тот же актер (Фред). Это невероятно трудно - воплотить на сцене аж четыре очень разных, одержимых разными страстями, персонажей. Получилось: у них разные манеры движения, во многом разная мимика, каждый - очень ярок. И вместе с тем получилась символическая картина - и страстей и ... путей их преодоления. Каждый последующий ближе к спасению. Скупой Рыцарь знает только ужас перед потопом крови и пота, в котором можно захлебнуться, а совесть - это такая ведьма, которая грызет горло, но, в сущности, с ней можно - умирает он не от вины, а под грузом собственного греха.
Сальери - который в итоге складывается вместе с Моцартом, вряд ли это такое покаяние, но во всяком случае, жить дальше с тем, что он сделал - невозможно.
Дон Жуан, который влюбляется и гибнет - от последствий собственных же действий, да - но все-таки в бою за свою любовь.
И Вальсингам - который заканчивает молитвой.
Чуть-чуть по отдельным образам и персоналиям.

"Скупой рыцарь"
Прекрасный совершенно Альбер (Бобер), отличный Иван. Кто очень понравился - так это Жид (Кариссима). Который говорит ровненьким таким тоном, выдавая себя и свое отношение к этому юнцу только на фразе "деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны". Что бы ты понимал в деньгах, мальчик, что бы ты понимал в жизни вообще... Хочешь - научу? Упс, не вышло.
Только сейчас доперло, что он, в сущности, двойник Скупого Рыцаря.

"Моцарт и Сальери"
Это моя любимая вещь. И, кажется, вот это прочтение - станет моим любимым: ну вот так сошлось, что Сальери говорил ровно с теми интонациями и акцентами, которые я считаю правильными и уместными (в отличие от многих иных Сальери). Совпало.
И Моцарт (Кеменкири). Моцарт - вообще, офигеть. Ни разу не "гуляка праздный" - абсолютно трезвый, абсолютно контролирующий себя и окружающее (и четко мониторящий состояние приятеля). Просто чистый. Непадший. Свободный ржать над музыкой слепого скрипача - она его не унижает и не коробит, просто смешно. Свободный объявлять гением и себя - и другого. "Какая смелость!" - да нет там никакой "смелости", там - свобода и естественность. Это Сальери несвободен и ему, чтобы попытаться так же - требуется смелость.
Отлично сделанная сцена, когда Сальери один на сцене и слушает музыку. Собственно, даже две параллельные сцены - сначала, перед "Ты с этим шел ко мне?", и потом, в финале. Оба раза музыка - про него. Опять открытие - "виденье гробовое, незапный мрак" - это в такой же степени про Сальери, что и про Моцарта.
И финал - да. Совершенно логичный, очевидный - а почему-то вижу его в первый раз. Это ж так... правильно - допить этот чертов бокал, потому что - что дальше-то? По Его мнению - ты не гений. Вот не сделал бы то, что сделал - был бы гением, а вот так - без шансов, а еще Он вот ровно про тебя эту мелодию-то написал, слушай.

"Дон Жуан"
Опять же - отличнейший Лопорелло (Бобер). Бывают несмешные, над этим прекрасно хихикалось. Прекрасная Лаура (Кариссима). Очень сильный был момент, когда дон Карлос (Лоссе) ей начинает втирать про то, как она постареет - как она его слушает и потом отмахивается. Отличная роль, образ вышел очень внятный и цельный (как она дивно ругала Дона Жуана за труп в комнате, а тот оправдывался - ну ничего, утром оттащу куда-нибудь). Очень хорошая Дона Анна, видно что добродетельная, видно, что умная, есть во что влюбиться в первый раз. Финал напоминал в первую очередь Ромео и Джульетту. Дон Жуан был прекрасен - да плевать, что тут статуи ходят, а вот Возлюбленная упала - надо к ней.

"Пир во время чумы"
Финальная вещь, самая ударная, самая... самая. Из персонажей "без слов" хочется отметить очень яркую персонажку Кеменкири - ее было видно, она на все внятно реагировала.
Прекрасный дуэт Мэри (Одна Змея) и Вальсингама: и когда она поет - он реагирует на каждое слово (в особенности на "опустевшие церкви" и на "Бога просят" - у него отчетливо болит именно тут), а когда в финале ему поминают умершую жену - корчит ее и, кажется, что она вот прям щас порвет этого священника, который посмел напомнить, и причинить боль (ну и в процессе тоже они вместе откачивают Луизу, потом при самом начале телеги Священника - стоят обнявшись).
Финал с этим выходом в молитву из предельной скорби. Великолепно. Получилось. В итоге весь спектакль, как целое, получает четкий христианский смысл.

По сценографии: минимальными средствами, но везде хорошо, очень правильные танцевальные вставки, каждый персонаж - проработан, на каждого можно смотреть.
Недостатки - чисто технологические. Мне во-первых резала уши внезапно включающаяся и выключающаяся фонограмма, все-таки уместней и привычней было бы, чтобы звук нарастал и убывал постепенно. И - статичный свет. Его откровенно не хватало на лице Доны Анны, его откровенно не хватало на лице Вальсингама, во время песни Мэри и т.д. Сияла белая скатерть на столе, а лица героя - как раз то, на что и хочется смотреть - не видать. Может, оно, конечно, так и задумано, но все же сомневаюсь:)

Еще раз - спектакль получился. Спасибо. Отдельные персональные поклоны прицельно за Моцарта и Сальери.
Всем, кто будет на Блинкоме - горячо рекомендую.

Записи: у меня в итоге будет полностью Скупой рыцарь, начало Моцарта и Сальери и начало Пира - на видео. А под катом - фотки с Дон Жуана и два скриншотика со "Скупого рыцаря"


Фотка размытая, но передает. Это он первый раз увидел Дону Анну:


Лаура с поклонниками:





Дон Карлос:




Внезапно пришел Дон Жуан:






Дона Анна:


Альбер:


Скупой рыцарь, сундуки открыл:
Tags: Блистательная Кибитка, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments