Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

  • Music:

"На дне", театр на Юго-Западе, 17,12,2011. Сыны человеческие.

Написалось таки в порядке исцеления головы от корпоративного тренинга, еще чуть додумаю, и на форум уже повешу.

Пытаюсь вот все-таки построить в голове концепцию... Если c Лукой-Мамонтовым с концепцией все было более менее внятно: о людях и о Правде, которая призывает их стать лучше, то с Лукой-Китаевым спектакль выходит просто размышлением о том, что такое человек. Высшая правда и Звучащая Труба там совершенно не заявлены, Лука гораздо ближе к горьковскому варианту - не очень понятный, не очень хороший, тот, кто не дает опоры, тот, кто скорее проявляет то, что есть в человеке, чем хоть к чему-то призывает. А человек всякий бывает: разброс и амплитуду прекрасно показывают вначале Пепел и Барон (как они отлично эту сцену с лаем сыграли!). Жестокость, унижение, почти истерика (в полном одиночестве, ночлежка смотрит внимательно, но поддерживает поначалу скорее Пепла), а потом - отличное примирение, вот тут уже всеми поддержанное.
(Заметила что потом эта тема собак и лая всплывает-то на протяжении всего спектакля - ругаются друг на друга собаками: Настя на Барона, Бубнов на свою жену (и собак в енотов, ага:), Алешка на Василису, Сатин-Клещу - "а людям не стыдно, что тебе хуже собаки живется?"... "думал, что оскорбляет, называя меня собакой... я лично не вижу ничего дурного в этом звере, чтобы обижаться на это слово...":))
Другая в это раз была ночлежка, другие связки... Не было той спаянности и теплоты, как в прошлый раз - впрочем иногда объединялись (вот Коростылева гоняли всей ночлежкой), были вместе - но как-то по-другому. Клещ с Сатиным тоже не были в дружбе с самого начала (а кажется, оба были "лидерами" что ли - Клещ явно несет ответственность за чистоту и порядок, он там все вначале пытался заставить хоть кого-то подмести этот несчастный пол, а когда Наташка в финале дерется с Василисой - Асанка кидается к Сатину, явно как к "главному".
... И тут появляется Лука. В прошлом спектакле он все-таки выглядел носителем некой правды - в основном ровно потому, что коллектив был совершенно готов воспринять Правду и полететь, в этот раз вышло сложнее и грустнее. Актер совершенно был готов с самого начала - ему, кажется, вообще неважно, кто скажет нужные слова и подаст надежду - он и сам. Задохин в это раз как-то так провел эту сцену с "аплодисментами" и "Мы еще сыграем!", что я там натурально ревела.
И ответил тоже сам - вышла история про попытку взлететь выше головы - в совершенном вакууме при том. Лука только подал ему идею - и не поддержал более ни в чем. "Праведная земля" была в равной степени Актеру и Клещу - "нет никакой лечебницы", "не пойдет она за тобой, она вон к Пеплу пойдет сейчас".
А уходил - красиво, абсолютно трезвым, сценическое ака Истинное имя напоследок всем вслух сказал.
История про взаимоотношения Пепла-Наташки-Клеща тоже вышла ... скорее падением, причем для всех троих. Пепел был в некотором раздрае: Лука сначала озвучил надежду на Сибирь, потом уничтожил надежду на Бога. Он вообще там кажется по этому принципу и работал:? дать надежду, отнять - и посмотреть, что будет. Очень показателен был этот разговор о Боге с Пеплом. "А Бог - есть? - Коли веришь - есть... А коли не веришь - нет!". Пепел-то с надеждой спрашивал - помоги моему неверию, скажи, что есть? Лука ответил очень внятно - "Не веришь? Значит - нет". И Наумов-Пепел отлично отыграл последующее отчаяние, а Лука продолжил втирать Анне про загробную жизнь, ни на грош в нее веря.(Не знаю, быть может Китаев старался что-то другое в этот момент передать, но я голосе услышала скуку и желание отвязаться. Лучший способ заставить перестать ее ныть - это вот так утешить, значит прогоним и такое.. и посмотрим на результат. В спину садящемуся Клещу он там с тех же интересом смотрел - и без малейшего сочувствия и стремления разделить скорбь).
В итоге надежда-то у Пепла осталась одна - в Наташке. А когда она сначала согласилась, а потом все-таки пошла к Василисе - вот-тут и оказалось, что Бога нет, а в Сибирь идти таки по этапу.
Сама Наташка - не заметила (ну или не смогла поверить?) Клеща. Связка-то была очень четкая, они друг друга чувствовали, они выглядели как близкие люди - а вот не сложилось. Еще и потому что он сам - не решился, не посмел - отпустил. Сделано было красиво: Наташка стоит почти спиной к Клещу - лицом к залу, вполоборота к Пеплу. Ночлежка уговаривает - иди к нему! Она колеблется, и тут Клещ тоже делает приглашающий жест - и в ту же секунду она сначала хватается за голову в отчаянии, а потом соглашается. Не видя жеста Клеща, чувствуя как-то спиной... или просто настолько синхронны уже, что и ошибаются - синхронно?
С женой у Клеща в этот раз, кажется, любви вообще не было... да, была привычная забота и ответственность, но они там как-то были не близки. И прощения он кажется просил вот ровно за это - что не так и не смог полюбить и дать ей то, чего она ждала. А любил - Наташку, и когда принял решение опустить ее - сломал сам себя (он там с таким лицом на свадебке поет-кричит, что ... ужос, короче, ходячий). И ломается она - он как-то заканчивается совсем.
В прошлом спектакле Клещ был настроен выжить. "Всюду люди" - это было "Ничего, жить можно, вон хорошие люди вокруг, друзья, вместе - справимся". В этот раз - это было как раз четкое указание на то, какого мнения Клещ о людях в целом - "ничего". Без злости, просто констатацией факта: люди - это ничто. От них нет ни помощи, ни пользы, на них нельзя опираться. Обычно (ну собственно, в двух ранее виденных мной спектаклях) в этом "всюду люди" - была надежда. Ну хоть какая-то. Потому что в присутствии Правды - что воплощенной в Луке-Мамонтове, что озвученной Сатиным-Мамонтовым человек действительно что-то значил.
В том вакууме, который транслировал Лука-Китаев (что веришь - то и есть) человек действительно значит... не больше, чем просто человек. Если он не верит в Бога, как Пепел - то и нет ему Бога, если он не может - сам своими силами - излечиться от алкоголизма - то нет ему лечебницы, если он делает ошибку, отпуская любимую - она сойдет с ума на его глазах, Человек за все отвечает сам, ага.
И тут в финале вдруг выходит Сатин-Мамонтов - с открывшейся ему Правдой - противоположной тому, что говорит Лука, несмотря на почти цитирование и ссылки. Человек - не равен только Человеку, Человек - больше, Человек - выше сытости.
У Горького телега Сатина про то, что "человек это звучит гордо" - вот после всего произошедшего, после того, как сорвавшийся Актер ушел вешаться - звучит издевательски. У Афанасьева была скорее диким гоном, болтологией. У Сатина-Мамонтова - таки ж да, гимном человеку. Вот как, как Мамонтов умудряется из этого горьковского навязшего у всех со школы в зубах, гона сделать монолог, после которого зал аплодирует? Офигенно.
И он там очень значимо оговорился. В изначальном тексте стоит "Человек живет для лучшего". Мамонтов сбился\оговорился, но потом подхватил мысль - "живет для лучшего Человека".
Дальше глюки, но, имхо, этот пазл только так и складывается. История была об ошибках и падениях, о том, что Праведной земли в актуальности как-то нет, а слезу подмел дворник. И вот внезапно возникает этот Человек - с большой буквы, в Котором одном - Оправдание, Путь, Истина и Жизнь. Потому что если нет этого Лучшего Человека, который вот это все вместит и оправдает - ну только вешаться, ага.
Честно - я не думаю, что они, играя этот спектакль, имели ввиду именно этот смысл (Также как и Пилат, думаю, имеет ввиду далеко не все богословские глубины, которые я там усматриваю:)
Скорее всего таки да, имели-то ввиду,что несмотря на "дно", человек прекрасен, и выше сытости, и вот они эти подвалы, в которых они - пятидесятилетние - по прежнему вместе играют историю о Правде и жгут так, что у зрителей слезы на глазах. И это тоже смысл финала, но все-таки в итоге вышло - о человеке и Человеке. Именно это для меня в итоге сложило спектакль, а то он все рассыпался у меня в голове на отдельный фрагменты.
(И реакция на уход Актера, кстати, в спектакле изменилась... Раньше, с Сатиным-Афанасьевым, которуму "испортили песню" - это выглядело победой - уходом в Праведную землю. Сейчас, с Сатиным-Мамонтовым - нет, не победа, оборванная песня, прерванный полет. И если Луку-Мамонтова осуждать как-то...не виноват он был в смерти Актера, никак... Лука-Китаев отчетливо - виновен. Искусил, дал надежду и отнял.)

Ну и чисто для индексации:
Клещ - заслуженный артист России А.С. Ванин
Сатин - Алексей Мамонтов
Наташка - Тамара Кудряшова
Tags: театр
Subscribe

  • некоторый урожай

    и так хреново и эдак плохо, по легкой ткани течет разрыв, когда все делятся на живых и дохлых, куда ж ты денешься, полужив? пока оближешь сухие…

  • Кажется, одновременно Мыши, Алану и Фреду:) ну, это хороший выбор:))

    не идиот ли в самом деле, зачем он здесь, зачем он с нами, зачем перо он в руки взял? по вечнодлящейся метели аустерлица от шампани не отличал по…

  • 7. ПЕСТЕЛЬ

    Йом-Киппур 1825 Полдень. Холод. Иней тает. Поздних птиц печальны крики. В этот день - жиды считают - Ставит подпись Бог в той книге, Где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments