Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Category:

Внезапно о музыке. Митрополит Илларион (Алфеев).

Совершенно внезапно и неожиданно для себя попала вчера в консерваторию на пасхальный концерт, где исполнялись, в частности, произведения митрополита Иллариона (Алфеева). Две оратории - Stabat mater и "Песнь восхождения". Для хора и оркестра.

Шла с некоторым предубеждением - современная оратория? Да, что они в наше-то время умеют? И, собственно первые такты Stabat mater настраивали именно на этот лад - какой-то эдакий "условный Бах" - мило, приятно, но, собственно - и что?
Однако, внезапно включился хор, а потом колокола - и оказалось, что таки да, музыка. Главное достоинство которой - осмысленность: автор знает что и о чем пишет. В отличие от многих иных сочинений на этот текст, написанных ради того, чтоб сделать "красиво" и продемонстрировать отличный женский вокал. Тут автор четко знает, что это вообще-то - о Страстной Пятнице. И включает, например, классический погребальный звон (вот товарищи даже опознали конкретный - очень похоже звонят колокола на чине погребения в Скорбященском храме на Ордынке). В общем, вот с этими колоколами и натурально рыдающей трубой - вышло сильно и по делу.

Вторая оратория на тексты из псалмов - состоит условно из пяти музыкальных частей (кажется, по программке из трех, но это деление по текстам, а не по музыкальным темам). И тут мне понравилась первая ("Из глубины воззвах..." - да, многоголосьем хора можно эту "глубину" отлично передать.
Совершенно крышесносными неожиданно вышли "Реки вавилонские". На струнех и органех, да, под переливчатую арфу. Ну... для меня этот текст вообще много значит, но, блин, чтоб Большой Зал консерватории рыдал почти поголовно - я такого не видела вообще никогда! Натурально - сверху, со второго амфитеатра лиц мне не видно - но позы и жесты видны. Ну и всхлипывания с четырех сторон несутся... Не знаю, как это сделано - видимо, таки ж простотой и мелодичностью музыкального ряда, но эффект... Эффект воспоследовал.
И финал. Сначала были россыпи эдаких радостных "Аллилуй" и тут-то мне пришло в голову, что нет, чистую радость в искусстве крайне трудно передать - без некоторой трагической нотки воспринимается легковесно. А потом эти россыпи сменились трубой, гудящими барабанами, хорами в полный голос и в общем - это кажется, было о Втором Пришествии, ага.
(Сейчас вот приходит в голову, что эта оратория вышла кратким конспектом Великого Поста - от просьбы "из глубины", через эти реки вавилонские - к ошеломляющей Пасхе.)

В общем оно хорошо. Респекты и рекомендации:)
Subscribe

  • некоторый урожай

    и так хреново и эдак плохо, по легкой ткани течет разрыв, когда все делятся на живых и дохлых, куда ж ты денешься, полужив? пока оближешь сухие…

  • Кажется, одновременно Мыши, Алану и Фреду:) ну, это хороший выбор:))

    не идиот ли в самом деле, зачем он здесь, зачем он с нами, зачем перо он в руки взял? по вечнодлящейся метели аустерлица от шампани не отличал по…

  • 7. ПЕСТЕЛЬ

    Йом-Киппур 1825 Полдень. Холод. Иней тает. Поздних птиц печальны крики. В этот день - жиды считают - Ставит подпись Бог в той книге, Где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments