Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Category:
  • Music:

Феноменология лжи.

Собственно, я тут пыталась писать какие-то внятные слова про ситуацию с Pussy Riot - и они меня упорно не получались. А тут вот Алан написал:
http://alan-christian.livejournal.com/473224.html?page=2#comments
...Да, я пожалуй, написала бы (ну и кое-что вот сюда напишу) - по-другому. Более осторожно и выбирая каждое выражение, не употребляя определение "безнравственный" по отношению к тем, кто честно пытается разобраться в степени вины и в юридических тонкостях, не стала бы ставить некоторые ссылки, которые поставил Алан, Кураева поминать не стала бы (Кураев, при всей своей ... амбивалентности - получше многих себя вел во всей этой истории)
... Но все это - мелочи полемической статьи, потому что по сути - по сути там все очень правильно. Церковь в данном случае участвует (совершенно добровольно) в поддержке явной несправедливости - и большую роль в этом сыграло именно это пресловутое заявление церковного совета. Например вот с этой прекрасной фразой: "Богохульство — тяжкий грех. Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать." Фраза-то правильная - да, нам нельзя участвовать в богохульстве. А в контексте она смотрится как официальное осуждение Церковью как не-православных - всех, кто прямо или хоть косвенно (заявляя о несправедливости приговора, например!) поддерживает Pussy Riot.
Нет, увы. Когда я считаю этот приговор несправедливым - это я не против Церкви. Это я - ЗА свою Церковь.
"К сожалению, эти попытки дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов Церкви, пребывающих в неведении относительного того, какие кощунственные и мерзкие слова были произнесены на амвоне Храма Христа Спасителя" - Господи, ну какие?! Такие вотпрям слова, что если не считать их непременно страшным кощунством, а считать их просто дурацкими (и, блин, плохо срифмованными...) - то и православным себя считать не имеешь права?

Или вот дивный пассаж: "Существует различие между грехами против человека и грехами против Бога. Если христианин как личность является пострадавшей стороной, он призван простить согрешившего против него. Но прощение греха против Бога невозможно без искреннего раскаяния согрешившего перед Ним".
Девы, по мнению авторов текста согрешили даже не против конкретных людей - Путина, Патриарха, охранников этих, которые поимели бессонницу и нравственные страдания - а вот ровно таки против Бога. И значит прощать их православный права никакого не имеет - пока они не покаются непосредственно перед Богом (неважно, что перед православными они извинились на процессе - их извинения были не приняты, как неискренние). А пока не покаялись (ничего, что там среди них, кажется, только одна христианка?) - поддерживать и прощать их нельзя.

Там еще комменты характерные - и у Алана и где угодно еще. Огромное количество православных, которые призывают к мести, которые с удовольствием солидаризируются с... тем, кого они понимают под "богом" - существо, которое противоположно милосердию, а зато непременно наказывает грешников. Которые противопоставляют "любовь человеческую" и "любовь Божью" - причем эта последняя выходит таким ужосом-ужосом, что лучше в атеисты, право слово: там где глупый человек призывает если не к справедливости, так хоть к милосердию (девы глупые, молодые, детишки у них, да уж застращали их как только могли) - "бог" - накажет, потому что его любовь - другая, не человеческая.

Поэтому - в защиту Церкви - приходится сказать: нет, это вот - не христианство. Христос не творит несправедливостей и не оправдывает их. Христос любит всякого грешника - прикиньте, Он и девочек из Pussy Riot любит, Он за них распялся. И Он сейчас не с теми, кто участвует во лжи. Он - с ними, с теми, кому вынесли несправедливый приговор.

Исторический анекдотец вдогонку:
"В 40-х годах, будучи губернским стряпчим, Ровинский, постоянно посещая заседания тюремного комитета, был очевидцем оригинального столкновения Гааза с председателем комитета знаменитым митрополитом Филаретом изза арестантов. Филарету наскучили постоянные и, быть может, не всегда строго проверенные, но вполне понятные ходатайства Гааза о предстательстве комитета за невинно осужденных арестантов. «Вы все говорите, Федор Петрович, — сказал Филарет, — о невинно осужденных... Таких нет. Если человек подвергнут каре — значит, есть за ним вина...» Вспыльчивый и сангвинический Гааз вскочил с своего места. «Да вы о Христе позабыли, владыко!» — вскричал он, указывая тем и на черствость подобного заявления в устах архипастыря, и на евангельское событие — осуждение Невинного. Все смутились и замерли на месте: таких вещей Филарету, стоявшему в исключительно влиятельном положении, никогда и никто еще не дерзал говорить. Но глубина ума Филарета была равносильна сердечной глубине Гааза. Он поник головой и замолчал, а затем после нескольких минут томительной тишины встал и, сказав: «Нет, Федор Петрович! когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл — Христос меня позабыл!..» — благословил всех и вышел.

(А.Ф. Кони, "Федор Петрович Гааз. Биографический очерк.")

И, кажется, все, я больше не могу на эту тему разговаривать.
Tags: Принц Мрака Ротриа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments