Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:
  • Music:

Рассужданс про декабристов.

Тема декабристов всплывает - и неизбежно будет всплывать, в связи с юбилейным 1812 годом - а потом грядет и юбилейный 1825. И то, что тема жива, споры ведутся и суждения высказываются - это прекрасно (потому что о многих исторических деятелях никаких споров не ведется - о них вообще никто не помнит). Однако, эти высказываемые суждения... крайне поверхностны по большей части.
Это нормально. Подозреваю, что когда, я на основании пары прочитанных книжек, начинаю рассуждать за неандертальцев - это на специалистов примерно такое же впечатление производит. А с декабристами еще же очень актуально отдается: у кого-то болит тема гражданской войны и революции, у кого-то - несправедливого (или напротив справедливого) суда над государственными преступниками, кому-то отдаются городские беспорядки с пострадавшим мирным населением (а некоторое количество мирного население, включая женщин и малолетних 14 декабря пострадало... другое дело, что с ответственность за это несут скорее те, кто под вечер начал лупить картечью). Кому-то - проблемы оставшихся женщин: мужа повесили\посадили\сослали - и что теперь? Кому-то в целом близка эта проблематика оппозиции - мирной или не мирной: ходить или не ходить на антипутинские митинги? Какие вообще существуют формы протеста? Какие из них допустимы, а какие нет?
У каждого болит свое. И на это накладывается некий общепринятый, как Нассе выражается, дискурс. Дискурс советского времени был однозначен: декабристы-революционеры, цареубийцы (а это однозначно положительная характеристика!), антиклирикалы, мученики Революции. Сейчас дискурс поменялся с точностью до наоборот: цареубийцы и это ужасно (русский должен быть монархистом!), сплошь масоны, лютеране да католики (а русский должен быть православным!), революционеры (а революция - это ужасно, если бы они победили - утопили бы страну в крови!). Так что Николай совершенно прав и реально чудо милосердия показал, что казнил тут только пятерых, а мог бы и ножичком согласно первоначального приговора.
Проблема одна - стоит посмотреть на ситуацию и людей чуть повнимательней, как понимаешь, что обе точки зрения не имеют к реальности ровно никакого отношения. И главное, что посмотреть повнимательней в общем-то просто: классические книги того же Эйдельмана вполне дают нам реальную картину и живых людей, а не революционных мучеников. Основной корпус воспоминаний издавался (кое-что добыть трудно, но основное - есть), следственные дела - издавались (тоже трудно добываемо, но в библиотеке берется). И в советское время отлично можно было любоваться этими антиклирикалами и революционерами, в лице Сергея Петровича Трубецкого, к примеру.
А сейчас - да, отлично (тем более) можно смотреть на них - живых. Доступ к книжкам проще, я вот по библиотекам не хожу, до следственных дел не добралась - отлично хватает того, что вот прямо-таки на либрусеке\торрентах\тематический сайтах.
И видеть живых, видеть, что вот к этому дискурсу, одинаковому со всех сторон, только поменявшему плюс на минус они - живые - отношение имеют очень отдаленно. Выясняешь, что по большей части они были православные христиане, и умирали как христиане - причастившись (были исключения и вариации, ну так где их нет). Что утверждения: "Ах, на следствии их мучили и пытали кандалами, но все они держались мужественно и не отступали от своих убеждений" и "Ах, все они оказались слабаками, рыдали, каялись, валялись у Николая в ногах, предавали друг друга и валили друг на друга все" - одинаково неверны. Потому что живые люди, и вели себя, как и всякие живые люди, по-разному: кто каялся, кто предавал, кто - водил следствие за нос сколько мог и везде, где можно было слать на йух - слал именно туда, у кого-то ехала крыша, кто-то путался.. Да, наговорили лишнего почти все. Но так же верно, что если бы с самого начала знали, чем это отзовется - наговорили бы изрядно меньше. Ну не было у них советского опыта, не читали они Солженицына, с его советами как выдержать следствие - с самого начала настроиться на то, что надежды выплыть нет и осталось только мученичество.
...Видишь, что политические убеждения, взгляды на будущее страны, на методы, которыми это будущее надо обеспечивать, на то же пресловутое цареубийство, наконец - были очень разные, и под одну гребенку они все никак не умещаются, а вот обще убеждение, что крепостное право надо уничтожать и самодержавие ограничивать хотя бы конституцией - если сейчас кому-то это кажется излишним радикализмом, то упс.
Видишь, что эти штапмы: Рылеев - романтический поэт-мученик, Пестель - холодный наполеонистый диктатор и прочее в том же духе - вот ровно расходными штампами и являются. К живым людям отношение имеет очень приблизительное.
Другое дело, что чтобы увидеть людей, нужно некоторое время провести за книжками и включить мозг. Книжек, кстати, много, и бОльшая часть из них - таки ж старые, советские еще издания мемуаров, работы Эйдельмана, Гордина, Нечкиной - но их вполне достаточно, чтобы увидеть живых людей. Не святых (хотя и святые, кажется - были). Ошибавшихся (некоторые ошиблись фатально). Лажавших (кто из них не слажал на следствии? но - кто-то меньше, а кто-то... больше). Христиан (православных, лютеран, католиков), вольнодумцев (из которых многие перестали быть вольнодумцами на каторге и в ссылке). Хороших людей и редисок (упс! некоторые персонажи и правда сочувствия не вызывают). Живых. Вот через двести лет - совершенно живых, не ложащихся в популярные дискурсы и потому безумно интересных.
Как-то так... так что, видимо, тут еще будет что-то появляться (ну помимо неизбежно грядущего в новом театральном сезоне Понтия Пилата) про них, вот ровно на эту тему - про живых людей, проблемы которых внезапно близки и актуальны.
Tags: декабристы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments