Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:

"Фауст", Блистательная кибитка, 25.11.2012


Итак, по концепту и прочим вещам.
Собственно, увы - но таким потрясением, как "Маленькие трагедии" спектакль не стал. С одной стороны - мне тема Фауста в принципе никогда не была особо близка и понятна, а с другой - и сам спектакль все-таки еще рассыпается на отдельные темы, отдельные линии. Там все хорошо с актерской игрой (об этом я уже, и еще напишу), там есть прекрасные находки типа вот этого клубка, который Бог бросает Фаусту - а потом передает другой конец Мефистофелю, там просто идеально сделанный текст, собранный из разных переводов и из Пушкина, где стихами, где прозой... но вот общий смысл - "А что до зрителя донести-то хотели?" как-то сыпется.
Наиболее ясной, внятной и законченной в итоге мне показалась история Маргариты. Начало-развитие-финал. И рифмующаяся с ней и подкрепляющая ее история Валентина. Ну и Марта, которая отлично создает для этой истории фон, оттеняет трагедию своим комизмом и без нее этих двоих не было бы так жалко. А Маргарита прекрасна, прочно поселилась в категорию "любимых женщин":)
Вполне внятным показался Мефистофель - вот уж кто точно знал в каждый момент, что и зачем он говорит. Мефистофель тут самый классический - умница, во многом резонер (ах, как его плющило одновременно от того, что благочестивая матушка Маргариты сдала серебро попу - и от того что поп взял, а Церковь заражена сребролюбием в целом! Как он ржал над Фаустом, который пытался сочинить свое Евангелие! Как он выдавал реплики зрителям!), то комический, то вполне драматический (с Господом у него отношения ... сложные). Вот страшен - пожалуй был только некоторыми отдельными моментами, нет - не страшен, не выглядит злом, потому что все зло тут Фауст творит совершенно самостоятельно, Мефистофель его даже не запутывает специально - он просто вытаскивает наружу то, что и так есть, и не лжет (ах, как он в конце - прямым текстом Фаусту сообщал, как они там Бавкиду с Филимона мочили). У Мефистофеля свой спор - с Богом о человеке, кажется так. (Классический "Фауст" - он ведь и о преображении Мефистофеля тоже). Тут недостатком показалось, что у Мефистофеля нет внятного финала, даже открытого, а финал там должен быть - раз задан вопрос, должен быть хоть какой-то ответ, какая-то точка? Но может додумается и будет в следующих спектаклях.
С Фаустом сложнее всего именно как с цельным персонажем. Он отчетливо делится на три фазы - "маниакально-депрессивная", которая приводит его сначала к попытке самоубийства (обошлось), а потом - к сделке с дьяволом (упс! не обошлось), "влюбленная" и самый финал, где он пытается осмыслить, что вообще наделал.
Проблема в том, что у меня эти три фазы никак не укладываются в единое целое. Впрочем, может это и есть концепт? Поэтому читалось в большой степень через себя и свои траблы: как история обретения цельности. Попытки стать человеком. Мужик исключительно умен - но наука ничего ему не дала, он все равно не может понять природу, а вызванного духа шугается (дух страшный получился, Кеменкири - бесконечные респекты! как Ктулху вылез! собственно, я всегда подозревала, что и вылез, что это было истинное обличье Мефистофеля, просто у Фауста нет шансов понять, ЧТО он видит и потом отождествить). Он очень страстен - да что-то не выходит жить страстями. Вот его и мотает - то самоубиваться, то умиляться колоколам, то радоваться весне, то угрызаться совестью. Так что кажется, за Мефистофеля хватается как за шанс хоть в чем-то выйти за пределы себя, за пределы привычного, с помощью срерхъестественного обрести какую-то окончательность, какую-то ясность.
Ну... попытался свестись к любовной страсти, к жизни плотскими радостями. А тут раздвоенность и нецельность оказалась внезапно вообще единственным, что его спасает. Потому что этого урода, который трахает малолетку, бьет в спину ее брата и убегает из тюрьмы - вот натурально придушить хотелось. Интересно, он вообще хоть теоретически жениться собирался?
Но он все-таки - дергается, пусть как насекомое на булавке - но - все-таки. Внезапно в комнате Маргариты в нем просыпается совесть. После убийства Валентина хватается за голову в ужасе. Из тюрьмы - все-таки пытается спасти... "Он мой раб". Крайне нерадивый, сбежавший от Господина, но иногда хоть что-то да вспоминает...
И третья фаза - осознание. Скучно, пусто, Петербург, что ли какой забацать? Еще один вариант обретения цельности - идти к цели напролом и чтоб всякое старичье не мешалось под ногами. А потом вдруг оказывается, что эта цена была какая-та не та, которую он готов платить... И исправить это можно только одним способом - заплатив, наконец уже - полную.
Финал открыт, шансы у героя не маленькие - Бог на сцене есть, клубков у Него много, опять же Гретхен... Но заканчивается ровно этим - согласием принять (и себя в том числе) - и заплатить.
При этом чисто технически мне не понравилось превращение лемуров в символические женские фигуры Грусти-Тоски (кто они там Нищета и еще кто-то?). Рожи-то все равно раскрашены. Мефистофель органичен на месте Тревоги - собственно он в этот момент ведет Фауста к финалу, отлично можно и вот так педагогику произвести.
Еще лично мне музыки в финале не хватило. Нет, оно может и понятно, что заканчивать тишиной в темноте - это концепт, но я бы предпочла более традиционное оформление с каким-нибудь ударом и последующей музыкой.
Вот как-то так, додумаю еще - скажу.
Вот еще момент, который работает против цельности - история про Филимона, Бавкиду и Странника (и дозорного заодно, он там был хорош). Сами по себе они все прекрасны. Но вот что добавили к спектаклю, к его внутренним завязкам? Персонаж, все назначение которого - просто рассказать о пожаре, хоть и хорошо рассказать - а надо ли для целого? (Бавкида, пожалуй, нужна - она рифмуется с Маргаритой\Валентином, которые сразу чуяли, с чем имеют дело).
Tags: Блистательная Кибитка, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments