Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:

"Мастер и Маргарита", театр на Юго-Западе, 13.12.12 -2. Мастер.

Еще чуть-чуть до кучи, пока мозг не пал под рифмованной тяжестью даты:)

Бакалов-Мастер, который тоже очень качественные глюки вчера наводил. Потому что я всегда погружаюсь в ужасно замороченные размышления о том, в каком соотношении роман, написанный Матером находится вот с этой непреложной реальностью, в которой есть приступ Головной Боли и Приговор - и в каком они соотношении с романом, который напишет Иванушка и с романом, который написал Булгаков?:)
Мастер пишет роман про трусость. Про Пилата, который произнес приговор и про Левия, который "опоздал" (во время сцены Казни Мастер уходит на "Я трус". То есть нет, сначала реагирует, прикрывая от боли глаза и закидываясь, а потом встает и уходит, в этой сцене для него самое важное это вот это - "Я трус", он кажется, ради этого и писал). Собственно, поэтому роман и вызывает такую реакцию, поэтому критики и "говорят не то, что думают" - да от страха и о том, что роман - про страх. Но у меня складывается впечатление, что показанные нам библейские сцены - они все-таки не идентичны написанному. В частности, Мастер ничего не знает про посмертие своего героя - он этого не писал. Что он четко писал сам и что один-во-один - это "Казнь", вот та сцена, в которой он сам присутствует и действует, говоря за Пилата (и там опять звучит "Трусость") и "Не было казни". Последнее особенно страшно - Мастер пишет вот этот текст про сон, оборачивающийся кошмаром, а на самом деле Пилату не снится сейчас Иешуа, на самом деле Пилат сейчас внизу, на балу. А сон... вот, видимо, Мастеру что-то такое и снится - что-то, после чего он и взялся за историю про трусость.
Взялся - и не справился со спрутом, накрыло. Там не только спрут и не только тьма, которая выдавит стекла и он в ней захлебнется, там еще трамвай, который вызывает дикий ужас...
Интересно было в момент "извлечения". Все разы до этого, когда по стенам начинает проступать текст - Мастер дирижирует им, кружится, сливается с текстом - хорошо написал! А вот в тот момент, когда текст проступает по мановению Воланда - Мастер отстраняться. Разглядывает буквы - но нет, кажется там что-то не то. Что ему показывает Воланд? Все те же две сохранившиеся фразы - про кровавый подбой и про тьму, пришедшую с моря?
Зато как он сказал "Свободен!". То, что не сумел сказать в самом романе (может быть поэтому и судьба романа быть сожженным - он не дописан или дописан не так, как надо, не так, как хочет Иешуа? в самом тексте нет ведь этого освобождения, он так и заканчивается на "не было казни"?
(А еще - ведь в романе Мастера присутствует и действует Воланд. Вот что он там делает? хорошо так присутствует - настолько, что "Мастер все угадал", настолько, что Стравинский, лечивший Мастера, услышав рассказ Иванушки про иностранного консультанта - мгновенно делает выводы.)
Так что от Мастера так и останется - только напечатанный отрывок в газете (и видимо, это как раз первая сцена - допрос, недаром именно ее так уверенно цитирует Воланд, это он читал и этот текст действительно может восстановить).
Напишет Иванушка - и вот он уж напишет правду - с финалом, с балом, со всем.
(Я брежу, но это тоже история про лист Нигля. Картина в музее, который сгорит; вкладыш в газету, который вряд ли сохранится для литературы; история, продолжение и окончание которой - в пространстве Чистилища)

(Про Маргариту - вчера у Мастера внезапно (опять же по зрительским ощущениям) прорезалось прощение и принятие. О первой встрече он как всегда рассказывает с ужасом и отвращением - отвратительные желтые цветы... я всегда любил эту женщину - скажете, а сумасшедший?! а то ...) На ее уход он по-разному реагирует - но почти всегда с осуждением. То кулаком по сцене стучал, то просто как-то криво ухмылялся... А вчера как-то принял - осуждения не было. И всегда "Это простительная слабость" - звучит защитой Маргариты перед Воландом и вчера как-то - особенно.
Так как-то:)
(Блин, так он меня перепугал последние два раза, когда я ему что-то дарила, что не могу заставить себя с цветами подойти, нервы дороже.. Но вообще - надо, он прекрасен:)
Tags: Понтий Пилат, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments