Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Categories:

Несколько книжек, хороших и разных.

Итак, зачитан роман Вардвана Важрапетяна "Тринадцатая страсть", про Гааза.

И внезапно оказался неплохим. Собственно, прикидывая на себя - как вообще можно писать о святых? Изнутри (как вот попытался Нежный в "Нимбусе" - нереально. Это нужно быть святым и пропустить через себя по полной все, что пропускал через себя Федор Петрович, а после этого не прозу писать - а разве только волонтерить где-нибудь изо всех сил..."). Остается вариант "со стороны", проще всего - глазами какого-нибудь второстепенного героя. Он может быть влюблен в Гааза (и это есть у Нежного, и тоже как-то... соплей много), может его ненавидеть... Ну вот Важрапетян совместил - герой испытывает к Гаазу довольно разнообразный спектр эмоций, потому что не любить невозможно. И совершенно понятно, за что можно ненавидеть. И в итоге картинка-то внезапно складывается!
Второе, что меня там безумно порадовало - это тема декабристов. Герой не участвовал по молодости - он учился на тот момент в кадетском корпусе, кого-то знал, но сам - нет... А внезапно его плющит и мучает именно этим - декабристами, и предавая Гааза, он видит во сне, будто предает декабристов - и это как-то совершенно естественно, и респекты автору за эту естественность.
Однако ж, и недостатков там полно - в первую очередь - какая-то глобальная недоделанность, недоведенность ни смысловых, ни сюжетных линий, смазанный финал. Полное впечатление, что это черновик, что автор замахнулся - и не вытянул собственного замысла, набросал начерно - и дальше то ли решил, что "и так сойдет", то ли побоялся копать глубже...
Но еще раз - читать вполне можно. Там есть стиль (местами был Тянянов, ну и пусть, лучше Тынянов, чем кто еще), там есть идея - и там нет розовых соплей и сюсюканья над добреньким доктором:Гааз там и жалок, и страшен, и смешон - и прекрасен именно через это.
В сети этого нет, ксеранула в Ленинке, с желающими - поделюсь.

Зачитано еще одно.... эээ... произведение. На этот раз про декабристов.
Мазурин, "Убить отступника".
http://samlib.ru/m/mazurin/roman-1.shtml

Это такой... по жанру - приключенческий детектив с элементами мистики, отчасти в стилистике "здесь был Акунин". Завязка - в России к тридцатым года существует огромное страшное и разветвленное тайное общество, каким-то непостижимым образом укрывшееся от Следственного комитета (еще бы автор объяснил как? но он не читал дел и вообще о процессе ничего не знает). Главой общества был Милорадович. Но свои же его убили - в тот момент. когда поняли, что восстание провалилось, с целью конспирации. (охрененная логика, но я молчу). Общество вездесуще - как только кто-то из членов начинает подумывать об идее сдаться и донести - его тут же убивают, как отступника. Так, таинственным образорм в Сибири на поселении погибает декабрист (выдуманный), который хотел написать мемуары и раскрыть наконец всем глаза на творящееся в стране. Ну и тут внезапно до Бенкендорфа что-то доходит - и он посылает в Сибирь главного героя, разбираться.
Сцена с Бенкендорфом великолепна вся. Там открывается следующее - главный герой оказывается состоял в тайном обществе (в раскрытом Северном, и знал - о существовании второго, супертайного), знал об умысле на цареубийства (и у одного общества и у второго) - и внезапно, посидев в крепости пару месяцев, был отпущен и оправдан, потому что в сущности ничего не делал.
Это такой современный дискурс - власть наказывает только виновных. А если знал, но вроде и не делал - то, конечно же, оправдан, все декабристы пострадали за дело... Аффтор, почитай дела, герою, который знал о цареубиственных замыслах, да не донес - ну как минимум пара лет каторги обеспечена была.
Далее выясняется, что оный убитый декабрист обычной почтой отправил герою письмо, в котором речь идет именно о раскрытии государственной тайны - и о письме Бенкендорф узнает только от героя. Ага.Потом герой берет двухмесячный отпуск под предлогом "попутешествовать по Сибири, составить словарь пословиц народов Урала, заодно навестить декабристов-однополчан". За два месяца, ага. Туда и обратно. Навестить декабристов.
Дальше следует некоторое количество немудрящего приключалова "в Сибири" - с некоторым налетом мистики, потому что периодически героя пытаются убить ожившие мертвецы. Приключалово где-то даже занимательное - я его прочла. Действуют декабристы - Муханов, например, который тоже пытается рассказать властям о заговоре, но его убивают на взлете. (А еще декабристы обсуждают там дивную идею - ну пусть бы кто из них решился, доехал бы из Сибири до Питра да и убил бы там государя - ну нетрудно же. да только решимости не хватает, а так всех бы освободил.) В итоге все-таки бумага с именем главного заговорщика, Диктатора, разными путями к Бенкендорфу, он поднимает верные ему войска, и заговор раскрыт. В этот раз такой милости, как только пять повешенных - не будет, это была глубочайшая ошибка. Заявлено, что расстреляно будет несколько десятков и дюжина повешена. И все высокопоставленные лица - генералы, губернаторы и министры. Так себе это и представляю очами души своей, только массовые репрессии спасут Россию!
Ну ладно, все-таки этого там не много, главное там - нескучно написанный легкий экшен с эротическими сценами на просторах Сибири. Я б даже писать не стала про это так длинно, когда бы не ударный финал.
В финале раскрывается тайна мистики. Виноват по всем - кто бы вы думали? ну конечно же, Павел Иванович Пестель, главный отрицательный герой движения декабристов. Дух которого вселился в Диктатора и организовал вот этот страшный заговор, потом вселялся во всяких зомбей, а в финале - вселяется в мертвую невестку главного героя и приговаривая периодически:? "Что? страшно, когда мертвая баба с тобой мужским голосом разговаривает?" - рассказывает свою историю.
Телега духа Пестеля там настолько бредова, что повеяло на меня разной дурацкой нью-эйджевщиной, и теперь я не уверена в здравом рассудке автора. Потому что рассуждения о трех уровнях посмертия, о реинкарнациях, о том куда и в кого повселялась остальная пятерка, предсказание перестройки и следующей грядущей за этим революции, рассуждения о том, в кого бы ему вселиться дальше - то ли в Гитлера, то ли в Сталина... Вызывает мощный приступ физической тошноты.
А особенно - от того, что автор вот этого своего антигероя... Господи, ну хоть бы осуждал и искренне дрянью считал! Нет, автору - нормально. У автора, к примеру, вообще нет идеи о загробном воздаянии - этот самый дух размышляет себе: вот то ли ему в Гитлера вселиться, то ли отправиться в вечное блаженство, которое его безусловно ждет. Финальная фраза "Пестеля"- "Мы это ОН, а ОН - это мы" - и герой проникается этим и верит в это, это полностью соответствует его ээ... религиозным представлениям.
В общем, в финале из автора полезла бесовщина. Этому самому "ЕМУ" - очень хочется продолжить клеветать на Павла Ивановича, вот и старается.

...Мне там интересней был дискурс. Скажем, с Чудиновой все ясно, она просто зеркально меняет традиционные плюс и минус - и у нее царь-батюшка безусловно положительный герой, а декабристы - безусловно отрицательны, никакого блага России не хотят, а хотят только и исключительно личной власти путем дальнейшего порабощения России. Тут несколько сложнее - рядовые декабристы у автора описаны где-то даже и положительно - они и правда хорошего хотели, да ошибались, а самые виновные - это их властолюбивые вожди. Которые и дело провалили, потому что передрались за власть - Пестель с Муравьевым, а Рылеев - почему-то с Завалишиным (почему?!! Автору, как и Льву Толстому, Завалишин открыл глаза на все?)
Ну и разумеется, декабристы в сознании автора совершенно тождественны большевикам они же фашисты. Это тоже очень распространенная нынешняя точка зрения - что были они только цареубийцы и хотели кровавой революции (ничего, что в советской историографии, откуда ноги и растут, их вечно попрекали ровно тем, что крестьянских бунтов они боялись и основная ошибка их состояла в том, что они не хотели опираться на народ?). Нет, вот эти советские упреки проходят у авторов мимо ушей, а остаться только то, что они разбудили Герцена, а следовательно, повинны в Великой Октябрьской Социалистической. Значит - совершенно равны большевикам (не забываем, что они же фашисты, да).
Да, еще там прекрасная положительная политическая программа главного героя: никаких переворотов, постепенные реформы, а пока нужно ждать и терпеть - когда-нибудь же даст Господь России такого Государя, чтоб поддерживал реформы? (Справедливости ради, положительного Николая Пылыча в книге нет, есть только положительный Бенкендорф, против которого я ничего не имею:))
...А, и еще о дискурсах... этот не исторический, этот "типично мужской" - у героя есть любимая невеста, которая аж в Сибирь за ним потом едет спасать, а он, герой, по дороге, разумеется, не пропускает ни одной бабы (надо ж автору где-то брать материал для эротических сцен). Что ему не мешает нежно любить невесту и мечтать о ней. Положительный герой, чо).
...В общем и целом - я так длинно, потому что это очень типичное произведение, с очень типичными дискурсами. Невнятный патриотизм, заключающийся в смутном ожидании того, что когда-нибудь же будет хороший правитель. Подозрительный налет нью-эйджа, маскирующегося под православие. Смутное знакомство с матчастью - и конкретно по декабристам и по эпохе в целом, и разумеется, ужасТный Павел Иванович Пестель, главный злодей, который ничего, кроме личной власти не хочет.
Писец какой-то короче, а не книжка.

А еще сети принесли прекрасТное:
http://sophie-shulman.livejournal.com/109044.html#comments
Не то, чтобы я была против издания романов Геббельса. Я в целом за то, чтобы любая книга была доступна для изучения - что "Майн кампф", что "Протоколы сионских мудрецов", что Геббельс, что Муссолини. В хорошем академическом издании, с примечаниями и достойным грамотным предисловием.
Тут прекрасно не то, что это было издано. Прекрасна серия "Проза великих" и прекрасна аннотация "Некоторые спорные моменты, имеющиеся в романе, сегодня представляются безусловным анахронизмом, но следует помнить, что в эпоху, когда роман был создан, они имели не маргинальное, а широкое хождение во всех слоях общества, потому мы не вправе упрекать автора за те или иные взгляды, которые даже не могли являться его личными».
Слушайте, у нас ведь не только пропаганда гомосексуализма запрещена! пропаганда фашизма, чем, собственно, вот эта аннотация и является, запрещена ведь, а? И где?
Tags: Гааз, декабристы, кадавр, как есть сука, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments