Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Category:

Юшневские. Несколько плохих стихов (моих) и хороших Фреда и Кеменкири:).

Я тут малость изливаюсь, читая переписку. Это даже не стихи - это скорее способ увязать, понять и переварить. Потому что скажем, последние письма за 1843 и первые письма 45-46 читать вообще невозможно как-то.
Ну в общем вот разом все, что у меня тут наваялось, художественной ценности никакой, под кат стоит слазить ради цитат-эпиграфов и ради Фредовых и Мышиных, которые я туда тоже сунула. Про Сухинова у нас с ним вообще чеканно вышло, но и тут, кажется, неплохо увязывается. Получилось в этом виде как-то неструктурировано и вперемешку, надо из этого сделать последовательный текст.. но история не закончилась, может еще что у кого напишется? так что пока пусть так.
Для понимания музыкальной темы. Юшневский - музыкант, и видимо, хороший. Он играет на альте в петровском заводе, потом альт, видимо, куда-то девается, потому что с какого-то времени там фигурирует только фортепиано (в мужском роде - фортепиан!) и происходит обильная фортепианная переписка - обсуждают новинки и ноты, усовершенствования инструментов, мастеров, описывают свои беды - сломался, починили, убили вконец, добыли другой...
Общий эпиграф, который так в голове и крутиться непрерывно - из Г. Иванова.

Музыка мне больше не нужна.
Музыка мне больше не слышна.

Пусть себе, как черная стена,
К звездам подымается она,

Пусть себе, как черная волна,
Глухо рассыпается она.

Ничего не может изменить,
И не может ничему помочь,

То, что только плачет, и звенит,
И туманит, и уходит в ночь...


1 (Квартет)

"Как мне жаль, любезный брат, что я необстоятельно описала тебе наш квартет, но, желая поправить нашу ошибку, сызнова повторю тебе, что первая скрипка - Вадковский, вторая - Николай Крюков, альта - твой брат, а виолончелист - Свистунов. Но поздно я тебя знакомлю с ними: несколько месяцев как квартеты не играются, и я думаю, что надо полагать их разрушенными. Вадковский не глядит на скрипку со дня потери двоюродной сестры своей, Александры Григорьевны Муравьевой, а Свистунов забросил виолончель"
М. К. Юшневская, письмо к брату.

Знаешь, у нас тут на каторге есть квартет.
Словно в столице - две скрипки, виолончель,
Альт. Играют по памяти - нот тут нет
Если по памяти - каждая нота в цель,

Можно играть, сквозь ветер и до утра,
Можно купаться в переплетеньи тем.
...Первая скрипка отложит смычок, как умрет сестра
Альт вслед за скрипкой умолкнет - совсем, совсем.

Виолончель и вторая продолжат бой,
Но - продолжая жить, как играть теперь?
Только и слушать, как ветер гудит зимой,
Тут только ветер - никто не стучится в дверь,

Каждый нота ветра - ногой поддых,
Каждый стук веток в стену - дорога в ад.
Нет никого, фортепьянный аккорд затих
Под барабаны с лишком сто лет назад,

Что же все слышится, слышится голосок -
Дробью дождя по крыше, слезой в песок...

(Примерно про этот же квартет было у Фреда:
http://fredmaj.livejournal.com/296044.html#comments

Не состроенный квартет -
тени, тени, Боже мой!
альт оборванной струной
отрыдает в темноте.
не достроишь, не сочтешь
нотный стан моей беды -
наши горькие труды
канут в землю, словно дождь.
а земля - прочней сердец,
холодней, чем наши души
- я фальшивлю, ты не слушай,
я сыграю наконец
на оборванной струне,
под стареюшей луной.
тени, тени, Боже мой!
<во сибирской стороне>...
отрыдал, отвыл, затих
горький ветер - до утра.
...как, скажи, теперь играть
четверым - за пятерых?...


II
"Только от неимения ли новых нот, или от неспокойствия мыслей, или, наконец, от возраста, я стал как будто равнодушен к музыке, которая прежде составляла лучшее из моих наслаждений.."
А.П. Юшневский, 2 марта 1842.
"Как часто вспоминаем мы телескоп, который остался у тебя. Когда поют на островах, гуляют, хотелось бы на них посмотреть, да не во что, только видишь вдали разных цветов платья, шляпки..."
М. К. Юшневская, июль 1841

Музыка исчезает - шестнадцатый год идет.
Больше ни интереса, ни творчества, ни азарта
То ли от неимения новых нот
То ли от неспокойствия мыслей в начале марта.

Вот бы взять телескоп и глядеть на людей в него,
Без телескопа - лишь платьев цветные пятна.
Реку забывшись, не назови Невой,
Рядом Иркутск. Запомнить - невероятно,

Память слабеет, ей, бедной, не удержать реки,
Воспоминания рвутся водой на волю.
То ли от ослабленья - струны, руки,
То ли от усиленья вины и боли.

Альт с фортепьяно лишь в мыслях ведут дуэт,
Да не доносятся звуки на дно колодца.
...То ли от неуменья идти на свет,
То ли от пониманья - идти придется.

III (Cмерть)

По этой глухой поре
Опять одолеют сны.
Так лучше уж - в январе
Не дожидаясь весны.

IV (Мария Казимировна в Кяхте)
"...а ветры жестоко безустанно дуют и песок несет целыми тучами, свету не видать..."
М. К. Юшневская, 28 апреля 1849 г.

С тех пор как ты выпал из этой сети,
Замолк перезвон фортепьянных тем.
...Теперь непрестанно бушует ветер.
И скоро выдует нас совсем.

Песок непрестанно летит и душит,
Зато - объяснение опухших век.
...Осталось недолго - и наши души
Соединяться уже навек.


V (I)

До кучи - его, наверно, надо в самое начало, про Юшневского-на-следствии было еще вот:
(Стихи на музыку Пестеля)

"Заалел восток"
Анонимные "стихи на музыку Пестеля".

"Целая жизнь моя не способна внушить мне только мудрых и спасительных наставлений, какия почерпнул я в сих безмолвных стенах созерцанием самого себя".
Юшневский, показания.


Заалел восток? Да нет. Небо серое.
Вот чернила и листок. Что я делаю?
Мне бы неба хоть глоток, только вечер все.
Созерцай свое, дружок, человечество:

Не успел, не смог, не встал. А вообще-то - был?
И восток тебе не ал, и закат - не мил.
Что с того, что ты позвал? Не ответит он.
Это, брат, тебе не альт - барабанов гром.

Это, братец, значит - страх, это значит - вихрь.
Если слезы на глазах - значит, вытри их.
Хорошо сидеть в стенах, наблюдать себя.
Человек - и значит, прах. Такова судьба.

Вот еще примерно про туда же, Фредово, про 10 том ВД (собственно, в котором, в том числе и дело Юшневского):
http://fredmaj.livejournal.com/296575.html#comments

***

Как слова легки! словно пепел
вся цена им - ломаный грош.
Выбирай, о ком бы ответил,
Выбирай, о ком ты соврешь.
Как слова легки - тополиный пух.
Вся-то верность - словно песок в горсти
Если выпало выбирать из двух,
то, конечно, милый, прощай-прости.
Как слова легки! - как кандальный звон,
как петля по горлу, свинец в висок.
Если выбрал верно: не я, но он,
то по слову будет. Помилуй Бог!
Как слова легки - словно смерть во сне,
словно крик от боли - да не своей...
Как слова!.. - так камню лежать на дне
по своей вине до скончанья дней.

И вот тут:
http://fredmaj.livejournal.com/295638.html#comments

*
Не дай нам Бог найти того, кто
оставлен нами под обстрелом:
мишень - опасная работа
(кругами - алое на белом) -
не дай нам Бог столкнуться взглядом,
не дай сжимать в руке затвора,
когда, не в силах выйти рядом,
ложимся строчкой приговора.


И еще есть два от Кеменкири:
http://kemenkiri.livejournal.com/574941.html

Юшневский-в-Тульчине

"Дом гарпии там чуть не в полном составе, ангелы, а не дамы, знаете ведь их?"
Лю, здесь

Это ангел. Такова его судьба
Он летает до ближайшего столба,
Он читает нечитаемые строки
От начальства, недодумавшего влёт
Ход реформы, подходящей для России
Хоть в масштабе штаб-квартиры... За окном
Как всегда, полным-полно небесной сини,
Он не видит... Даже взят минутным сном,
Он застегнут, как отличник на уроке...
Это ангел. Скоро кончится полет.

А потом, едва ль не в худшей из годин -
Ни письма, ни даже сини. Не один -
Вот единственная радость, что могла бы
Разменять любую горестную весть...
А реформы сколь угодного масштаба
Происходят исключительно не здесь.
Там, у моря, перепутаны законы,
Их распутывают, силясь раз за разом
По привычке звать помощников, драконы
(И ругают "государственным маразмом").

Ну а здесь - степные дали и река,
Незнакомые проходят облака...
Но придет, накроет синью - то же море,
И тогда сотрется время в порошок.
...Он уходит, не размениваясь в хвори,
На прощание сказав: "Мне хорошо".

2:39 08.09.2013
Вот и цитата из писем есть про это начальство:
"Я очень был бы рад, если бы мог ты явиться к начальнику штаба нашей армии Генерал-Майору Павлу Дмитриевичу Киселеву, человеку отличных правил и достоинств, которого душевно люблю и почитаю..."

И послание Шурика к М. К.Юшневской:
http://kemenkiri.livejournal.com/525632.html
Не заводите никогда
Альбом для восхвалений:
Там пишут складно, но по сути – ерунду…
...Не заходите никогда,
Я встану на колени,
Прося уйти… А может – просто упаду.

Пишите в дневнике
Дела свои и мысли, -
Тем добродетелей составив каталог…
Груз писем – налегке,
В условленные числа,
И кто-то в Каменке твердит: «А я бы – смог?»

И думайте смеясь
О тех – им льстят альбомы,
Но вы мудрее их, так – думайте смеясь…
(И, памятью давясь, -
Ей сроки незнакомы!-
Припомнить с нежностью хоть Тульчинскую грязь…)

А где-то существуют города.
А летом за Читою – пыль столбом…
Не заводите никогда –
Не заводите никогда –
Не заводите никогда
Альбом…

09.09.2012 14:07

(Альбом Юшневская, однако завела, и в этом альбоме, судя по указателю, есть ее портрет работы Рейхеля, надо бы найти)


Tags: Юшневские, декабристы, подборки, ссылки, стихи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments