Lubelia (lubelia) wrote,
Lubelia
lubelia

Category:

"Лист работы Ниггля", Блинком


В общем и целом - я очень люблю этот спектакль, он прекрасен и вообще является лучшей театральной постановкой по Толкину (поставит "Блистательная Кибитка" "Утраченный путь" - будет с чем сравнить, приходите на Вескон :). Однако, к сожалению, постановка, которая изрядно осмысленней, глубже и интересней, чем мюзикл, о котором я раньше изливалась, несколько проигрывала в базовом - в звуке (все-таки тихо, увы:( ) и в свете. Сделали со светом что могли, молодцы (в принципе-то это именно спектакль "со светом", там в идеале должны высвечиваться то стремянка, то стол с чаепитием, Ниггль должен сидеть посреди своей полутемной комнаты - и чтоб свет падал ровно на него, и сцену с Голосами надо бы в голубых софитах, и со светом в последней сцене поиграть бы). Но - незнакомый свет, незнакомый зал, 15 минут на подготовку, местами света очень не хватало. Надеюсь, если придется в следующий раз играть в этом зале - получится лучше и ярче. Обидно, когда такие прекрасные спектакли с великолепной актерской игрой и интересной режиссурой, на подготовку к которым уходит так много времени и сил - блекнут из-за того, что нет сил, времени и возможности обеспечить самые простые вещи - звучание и освещение:(
Впрочем, мне еще ко всему было физически хреново, так что впечатление было подпорчено чистой физухой.. медититативненько так шло, и возможно показалось тише и темнее, чем было на самом деле.
По самому спектаклю же - прекрасно сыграли. Ниггль... я не знаю как это называется. Но он жил, умер и преобразился за свой час времени на сцене (меньше даже), говорят, в зале плакали - и правильно делали, стоило. Кажется, это спектакль вышел самым сильным, Ниггль тут был...Был. Вот просто был Ниггль, я не знаю, как назвать этот эффект полной достоверности происходящего, "хорошей игрой" не обозвать, хотя она и есть. Вышло - о пределе, об умирании и о том, как умирать, не теряя себя, о том, как мал человек. И о том, как все зависит вот ровно от того, что останется от тебя на этом пределе, когда уже все остальное облетело, вот этой малости. От Ниггля осталась готовность съездить под дождем, пусть и нехотя и не столько от любви, сколько от отсутствия сил отпинаться... Но именно это, а не готовность послать соседа в пень. А совсем уж в конце - осталась одна "незаконченная даже начерно" картина. И поэтому он спасен. Осталась кроха всего от человека, все сожрали остальное. Но эта кроха - зерно, оно живое, поэтому он жив, и сможет сотворить свою страну - для таких же. В общем бесконечные респекты, Ниггль прекрасен.



Это будет дерево. Мое дерево.


Аткинс: Вечно какие-нибудь грандиозные замыслы!


Вторая попытка порисовать уже. Дальше - лес.


Пищеварительные и детородные органы растений!


Все за столом


Все свалили, можно выдохнуть и попытаться еще разок.


А это уже последняя попытка. Вваливается после велосипедной поездки, не хватает уже ни плащ толком снять, ни тем более чаю заварить, бредит - но в обнимку со своей стремянкой и вцепившись в палитру. Палитру выпустит только когда отправится за Возницей.




Возница: Сегодня ты отправляешься в Путешествие.

Аткинс, кажется, в этот раз просто превзошел себя, вот я на нем чуть не заплакала, когда он уходил, прижимая к груди спасенный лист. (и - ура, наконец внятно и чисто прозвучал текст Томкинса, незапно такой современный и актуальный). Аткинс, который не очень-то понимает Ниггля-художника при жизни, зато просто любит его и не ждет от него ничего взамен. Да, не все чувствует и понимает - стул вот подставляет, но не может увидеть, что Ниггль тут не просто "уставший", а уже закончившийся, уже совсем на пороге. Но - любит, чувствует так же, ему нравится тот же тополь, что служит прообразом Дерева для Ниггля. Ну и в итоге Ниггль делает Аткинсу посмертный подарок - вот этот Лист, и даже если лист сгорит в итоге - он поможет найти Страну Ниггля. В общем и тут респекты - у Толкина про отношения Аткинса и Ниггля ничего нет, а в спектакле выросла совершенно осмысленная внятная - и очень толкиновская - история, целый пласт смыслов - о дружбе, о понимании, о том, как люди замечают и не замечают друг друга, о том, что связи между ними иногда удивительно прочны, хоть могут быть непоняты и не видны им самим. Истории о том, как Аткинс в конце-концов приходит в страну Ниггля в спектакле нет, но я ее упорно вижу на выходе на поклоны, когда они оказываются там все. Так вот Аткинс - особенно:)
Разговоры Аткинса и Томкинса:

Аткинс смотрит на тополь.




Томкинс предлагает избавиться от таких, как Ниггль и Аткинса просто перекашивает от такой идеи.









Голоса. Тут я песню спою, но кратенько, потому что к моменту выхода Голосов меня накрыло, и хватало только держать камеру и цепляться взглядом за Второй Голос. Потом может проанализирую чуть подробней, из того что было - не хватило парного жеста, когда Голоса усаживают Ниггля, два предыдущих раза был, кажется, было уместно - подчеркивало единство Голосов.








Был зато потрясающий взгляд, которым смотрел на Ниггля Второй Голос, особенно поначалу, когда еще ничего не было ясно - там была и безусловная любовь (вот в прямом смысле безусловная - если Ниггль сейчас слажает, то его не перестанут любить и не перестанут ему сочувствовать, его судьба не перестанет быть предельно важной) - и ожидание, тоже какое-то предельное - под таким взглядом невозможно не преобразиться, когда этого - так - ждут.

Ниггль: Может я забор покрашу? у меня это уже почти хорошо получается! (Вот полное впечатление было, что Второй Голос сейчас его кинется утешать и усаживать, так смотрел.


И все-таки - поехал.

И как Второй Голос просиял, когда Ниггль спросил про Пэриша, очень хорошо было сделано - очень сдержано и совершенно внятно при этом.

Да, Милость была бы и без этого его вопроса, решение уже принято - "Ты слышал". Но так - видно, как за него рады, и оба Голоса, и Вестник, и это как-то очень-очень важно, это то, почему он может в итоге создать свою страну. Нигглю не справится там без Пэриша, Пэришу - нужна Милость, чтобы туда попасть, а Второму Голосу - просьба об этой Милости (не потому что без просьбы Он не может, но потому что именно так будет правильно, только так и сложится этот пазл. Милость преумножается. Господи, было-то всего - один другому картошку продал вовремя, чтоб гостей как раз накормить, второй на велосипеде до города смотался. Мелочи жизни. А при разборке на Суде - дали возможность быть целой стране.
Вот так как-то и вышло у меня это смотреть. Не о Творчестве и не о Художнике - о людях и о любви, о том, как самая малость может спасти и преобразить.



















ЗЫ:
Ну и невозможно не отметить Прекрасную Даму этого спектакля - жену Аткинса. Ах, какое у нее было лицо во время саги про жидкий навоз!:))
Tags: Блистательная Кибитка, Профессор, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments